Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Пассажиры предпочитают скорость

Пассажирские перевозки | Четверг | 30.07.2015 | 18:30
Во втором квартале 2015 года авиакомпании впервые перевезли на дальние расстояния больше россиян, чем железнодорожники
Во втором квартале 2015 года авиакомпании впервые перевезли на дальние расстояния больше россиян, чем железнодорожники  | Пассажирские перевозки
Shutterstock.com
Пассажиропоток и пассажирооборот авиакомпаний, работающих в России, впервые превысил показатели РЖД по дальним перевозкам — такие данные приводит аналитическое информационное агентство Bloomberg, основываясь на открытых данных. Такие показатели были достигнуты во втором квартале 2015 года. При этом в целом за полгода железнодорожники все-таки немного впереди авиаторов по числу пассажиров. 

По мнению экспертов, подобные тенденции абсолютно обоснованные и подводят перевозчиков к новому витку борьбы за пассажира — повышая качество и скорость перевозок, разные, по сути, виды транспорта разделят сферы влияния в зависимости от расстояния между географическими объектами. 

Цифры и факты 

Gudok.ru подсчитал и сравнил данные, опубликованные РЖД и Росавиацией. За январь—июнь 2015 года РЖД перевезли на дальние расстояния 44,2 млн пассажиров, в то время, как авиаперевозчики — 41,2 млн пассажиров. Увеличение показателей традиционно началось во втором квартале, с началом периодов отпусков. По результатам этого периода у авиаперевозчиков 24,2 млн пассажиров, а у железнодорожников — 23,7 млн. Только в июне самолеты перевезли 9,8 млн человек, а поезда — 9,2 млн. 

Пассажирооборот авиакомпаний в июне 2015 года составил 23,7 млрд пассажиро-километров, РЖД — 11,6 млрд. При этом, согласно данным, которые приводит Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), объем перевозок железнодорожным транспортом в дальнем следовании снизился на 18%, а перевозки гражданской авиацией выросли в пять раз.

"В перевозках свыше 2500 км железнодорожный транспорт не в состоянии конкурировать с авиацией по соотношению "время в пути—цена—комфорт" — к таким выводам пришел заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов, проводивший исследования. 

Общемировая тенденция

Данные эксперта говорят, что сейчас путешествие на поезде в среднем дешевле, чем на самолете, за исключением полетов по субсидируемым направлениям в ряд регионов РФ и полетов компаний-лоукостеров ("Победа"). Однако платежеспособный пассажир выбирает авиационные перевозки благодаря высокой скорости, несмотря на ценовую политику. Согласно исследованиям ИПЕМ 2014—2015 года, подобное разделение видов транспорта по цене (самые дешевые автобусы, средняя ценовая ниша поезда, и самые дорогие самолеты) наблюдается во всех странах мира.

По мнению авиационного эксперта, генерального директора консалтиноговой компании "Инфомост" Бориса Рыбака, такая тенденция в принципе логична. В беседе с корреспондентом Gudok.ru эксперт привел пример морского транспорта. Так, уже давно ушли в прошлое трансатлантические морские перевозки — из Европы в Новый Свет морем можно попасть, только купив дорогостоящий круиз на лайнере, пассажирских судов практически не существует. Намного быстрее, безопаснее и дешевле сейчас путешествовать по воздуху. 

"Мне кажется железнодорожные пассажирские перевозки на дальние расстояния начнут отмирать, как бы ни казалось это сейчас парадоксальным. Даже при существенной разнице в цене между самолетом и поездом, время в пути несравнимо: 5 часов или 5 суток ехать? Мне кажется, ответ очевиден. Я считаю, что в недалеком будущем по тому же Транссибу будут ездить только туристические поезда, целесообразность их отпадает сама собой", — поделился своим видением будущего Борис Рыбак. 

Есть и экономические обоснования изменения пассажиропотока в различных видах транспорта. Так, например, одна из государственных программ поддержки авиаперевозчиков, которая работает в этом году — это субсидированные тарифы по трем направлениям — в Крым, в Калининград и на Дальний Восток — собственно, самые крайние точки самой большой по территории страны в мире. При этом государство также поддерживает субсидиями и железнодорожные перевозки на тот же Дальний Восток, однако, как уже было сказано выше, комфорт и скорость на таких расстояниях у самолетов и поездов несопоставимы. 

Разделение пассажиропотока

И Борис Рыбак, и Александр Поликарпов сходятся во мнении, что конкуренции за пассажира у авиакомпаний и РЖД быть не должно — попросту перераспределяется рынок перевозок. Сверхдальние расстояния достанутся авиаторам, а пригородные и высокоскоростные перевозки — железнодорожникам. 

"ВСМ необходимы не только для повышения мобильности населения, но и для стимулирования развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Опыт Франции и Японии показывает, что максимальный социально-экономический эффект развития регионов возникает, когда ВСМ проектируется не как отдельный инфраструктурный проект, а как проект экономико-территориального развития региона", — говорится в исследованиях ИПЕМ. 

Между тем уже сейчас можно наблюдать повышенный интерес населения к скоростным поездам, выражающийся в существенном увеличении пассажиропотока на "Сапсанах", курсирующих с 1 июня 2015 года только между Москвой и Санкт-Петербургом, то есть на самом популярном направлении в России. 

Так, по данным, предоставленным РЖД, с января по июль 2015 года услугами скоростного поезда "Сапсан" воспользовались 1 882 570 пассажиров, то есть на 26,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Получается, что при общем падении пассажиропотока на поездах дальнего следования в России скоростное движение только набирает обороты. При этом нужно напомнить, что в целом по стране пассажирооборот на железнодорожном транспорте за 2015 год упал на 8,7%

Также большие надежды возлагаются на скоростные "Стрижи", которые недавно сменили "Сапсаны" по направлению Москва — Нижний Новгород (второе по популярности направление в России) и "Ласточки", которыми заменяют пригородные поезда. 

Александр Фролов

Cегодня в СМИ

Первые лица