Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Владимир Тасун: "Авиакомпании не соблюдают законы бизнеса, а играют в игры"

Пассажирские перевозки | Четверг | 23.07.2015 | 16:28
В то время, когда российские авиакомпании подсчитывают убытки, пассажиропоток на самолетах возрастает
В то время, когда российские авиакомпании подсчитывают убытки, пассажиропоток на самолетах возрастает | Пассажирские перевозки
Руслан Шамуков/ТАСС
У группы компаний "Аэрофлот" наблюдается рост пассажиропотока в первом полугодии на 14% по сравнению с 2014 годом, в основном за счет "дочек", в частности, лоукостера "Победа", запущенного в конце прошлого года. 

В это же время еще один крупнейший российский перевозчик, "Трансаэро", говорит о положительной динамике в пассажирообороте на 0,4%. 

О том, как влияют эти показатели на общую картину в гражданской авиации корреспондент Gudok.ru побеседовал с президентом Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиром Тасуном. 

— Увеличение пассажиропотока и пассажирооборота у крупных авиакомпаний. Как это сказывается на доходах перевозчиков? Наблюдается хоть какая-то положительная динамика? 

— Никак. Я бы сказал — даже наоборот, ведь увеличивается пассажирооборот у компаний за счет внутренних линий. Внутренние линии генерируют убытки, вот и все — чем больше вы навозите пассажиров, тем больше остаетесь должны. 

— А почему так происходит, разве от числа пассажиров не зависит прибыль? 

— Потому что тарифы у нас ниже себестоимости тех перевозок, что выполняются на внутренних линиях. 

— А как же программы государственного субсидирования? 

— Ну, какой там объем субсидирований? У нас выручки авиакомпаний больше 800 млрд руб. в год у всех компаний Российской Федерации, а объем субсидий — 10 млрд руб. По-моему, эти две цифры совершенно несопоставимы. Господдержка, конечно, имеет значение, но не является определяющей. 

— Но на этом фоне странным выглядит полугодовой отчет Международной ассоциации авиатранспорта, в котором отмечается положительная динамика в части доходности от авиаперевозок на мировом рынке.

— Тут как раз все понятно. Нефть падает в цене, керосин дешевеет, а он составляет 30% себестоимости, отсюда и получается положительный баланс даже при неизменных тарифах. А у нас тарифы ниже себестоимости — это уже не бизнес, а благотворительность. Тут государство должно сказать свое веское слово и взять на себя часть расходов авиакомпаний за то, что они возят людей. Нельзя же забывать, что все-таки это коммерческие перевозки. Да и компании у нас теперь борются за пассажира, а не за эффективность своей деятельности. 

— А почему у нас цена на керосин так не влияет на доходы? 

— А у нас он и не дешевел. Наоборот — только подорожание было. Кредиты те же, проценты только растут, а ведь их нужно возвращать, а откуда взять деньги, если работают авиакомпании в убыток?

— И что же делать в таких условиях? Как увеличивать эффективность? 

— Сегодня мы говорим о программах сокращения расходов, повышения эффективности парка, оптимизации этого парка. Но сначала нам надо дойти до точки безубыточности, а в этой точке сказать себе: "А когда я начну получать прибыль? Сколько десятилетий мне для этого потребуется?" Ну, хорошо, есть у нас гарантии по кредитам, а безубыточность когда? 

— И каков размер убытков на данный момент, если не секрет? 

— Только за первый квартал 2015 года авиакомпании понесли 19 млрд руб. убытков суммарно. 

— Насколько я знаю, вы выступаете за нулевую ставку НДС для авиаперевозчиков, чтобы государство перестало брать налоги с них так же, как с электричек. Есть еще варианты выхода из сложившейся ситуации? 

— Я могу сказать, что нулевой налог на добавленную стоимость уже не решает проблем. Во-первых, мера запоздалая, а во-вторых, неэффективная. Мы говорим об убытках — только за прошлый год 24 млрд руб., а нам снижают ставку до 10% с 18%. Эффект, конечно, виден — цены на билеты снизились, за счет этого пассажиры пошли, с чего мы начинали, к слову, разговор, но это не решает проблемы в общем. В год компании платят 50 млрд руб. налогов, обнулили НДС с 1 июля, эффекта как такового пока не чувствуется, а убытков по нашим подсчетам по состоянию на эту дату уже было на 30 млрд руб. При этом три летних месяца — это сезон повышенной прибыльности увеличенного пассажиропотока. В четвертом квартале у нас как раз период пониженного спроса и мы всегда съезжаем в убытки, так что прогнозировать пока что-либо невозможно по поводу конца года. 

— Я правильно понимаю, что ни налоговые послабления, ни принятие закона об овербукинге проблему не решат? 

— Нужен просто системный подход. Это налоги, это контроль топлива, это подход к законодательной базе. Можно еще заморозить аэропортовые сборы… 
Или вот пример: у нас на одних линиях летает до шести перевозчиков. Американцы при этом, например, давно признали, что полная либерализация таких перевозок ни к чему хорошему не приводит. И они начинают гонку за пассажиром, а инструмент тут один — демпинг. И получается, что сами перевозчики гробят друг друга. Что в итоге? Когда мы игнорируем законы экономики, то бизнес превращается в игру. А бизнес есть бизнес со своими суровыми правилами. Например, на рынке выживает сильнейший или невозможно реализовать ни один проект по цене ниже себестоимости, если нет другого источника. Так и получается, что мы не двигаемся ни в сторону возрождения, ни в сторону сохранения гражданской авиации.
 
Поэтому, резюмируя, можно говорить, конечно, что увеличение пассажиропотока у отдельных авиакомпаний — это положительная динамика, и в то же время подсчитывать убытки за перевозку этих пассажиров. 

Cегодня в СМИ

Первые лица