Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Авиакомпании смогут продавать больше билетов, чем мест

Пассажирские перевозки | Среда | 24.06.2015 | 17:10
Минтранс подготовил законопроект, который бы позволил применять овербукинг. Если нормативный акт примут, пассажиры могут не попасть в самолет даже с оплаченным билетом на руках
Минтранс подготовил законопроект, который бы позволил применять овербукинг. Если нормативный акт примут, пассажиры могут не попасть в самолет даже с оплаченным билетом на руках | Пассажирские перевозки
Марина Лысцева/ТАСС
Министерство транспорта предлагает внести изменения в Воздушный кодекс РФ в той его части, где оговаривается изменение условий договора с пассажиром по инициативе перевозчика. Так, законопроект, помимо всего прочего, предполагает по инициативе авиакомпании менять условия перевозки пассажиров при отмене или объединении рейса, указанного в билете, с другим авиаперевозчиком, при замене воздушного судна, изменении маршрута перевозки или отсутствием возможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете.

Последнее фактически делает законным так называемый овербукинг — когда билетов на рейс продается больше, чем имеется мест в самолете. Получается, что полетят только те пассажиры, которые прошли регистрацию раньше остальных, — по принципу "кто первый встал, того и тапки". 

Справедливости ради нужно отметить, что законопроектом Минтранса предусмотрена ответственность авиакомпании в случае, когда пассажиров все-таки больше, чем указанных мест. В соответствии с документом перевозчик обязуется проинформировать "лишнего пассажира" об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения. Договор перевозки расторгается в том случае, если человек не соглашается с предложенной альтернативой — в таком случае ему возвращается уплаченная сумма и даже предоставляется компенсация. 

Если инициатива Минтранса будет принята законодательными органами Российской Федерации, то описанные выше поправки в Воздушный кодекс, вступят в силу во втором квартале 2016 года. 

Стоит напомнить, что предложение по внедрению овербукинга в России было озвучено генеральным директором ОАО "Аэрофлот" Виталием Савельевым на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева в начале апреля 2015 года. Тогда глава крупнейшей в стране авиакомпании мотивировал эту инициативу тем, что по статистике порядка 10% авиабилетов возвращаются пассажирами достаточно поздно, для того чтобы их можно было продать. По словам представителей авиакомпаний, овербукинг и так повсеместно используется в России, однако законного основания у перевозчиков на него нет. 

К слову, по словам экспертов, подобная система повсеместно используется зарубежными авиакомпаниями, а введение ее в России позволит составить им конкуренцию. Причем между собой перевозчики конкурировать будут уже из-за размера компенсации, которую получит пассажир в случае, если у него не получится улететь из-за отсутствия мест. 

"Я считаю, что любая мера, которая бы в буквальном смысле сохранила бы жизнь нашим авиакомпаниям — это хорошая мера, — поделился своим мнением с корреспондентом Gudok.ru генеральный директор консалтиноговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. — При этом овербукинг как таковой — это капля, которая могла бы чуточку облегчить существование перевозчиков в том море проблем, в котором они оказались. Теперь надо бы подумать еще и о том, чтобы НДС на внутренние перелеты совсем убрать, может быть тогда наши самолеты еще чуть больше расправили бы крылья". 

Так, по мнению эксперта, в нынешней экономической ситуации у перевозчиков нет другого выхода, кроме, как любыми способами получать дополнительный доход, иначе уже через год почти все отечественные авиакомпании могут обанкротиться. 

Что же касается пассажиров, то проблем, по мнению Бориса Рыбака, обычно не возникает. Он сам попадал в ситуации, когда не хватило места в самолете, за всю жизнь всего несколько раз, а летать, по долгу службы ему приходится очень много. 

"Причем в каждой из таких ситуаций размер компенсации полностью возмещает моральный ущерб. Недовольными остаются обычно только две категории граждан — подвыпившие пассажиры, которым лишь бы права покачать и наши звезды, причем чем мельче известность, тем громче скандал. А посоветовать могу одно — онлайн-регистрация на рейс в век интернета полностью избавит пассажира от проблем с нехваткой мест в самолете", — поделился с читателями Gudok.ru своим опытом авиаэксперт. 

Александр Фролов

Cегодня в СМИ

Первые лица