Новости дня

Авиакомпании в России: кто кого пересидит

Пассажирские перевозки | Понедельник | 01.06.2015 | 14:08
Крупнейшие российские авиакомпании накопили убытков на 2,2 млрд руб. Авиабилеты они продают ниже себестоимости, чтобы "выжать" с рынка конкурентов
Крупнейшие российские авиакомпании накопили убытков на 2,2 млрд руб. Авиабилеты они продают ниже себестоимости, чтобы "выжать" с рынка конкурентов | Пассажирские перевозки
Артем Геодакян/ТАСС

Убытки 35 крупнейших российских авиакомпаний составили 2,2 млрд руб. Об этом сообщил "Коммерсанту" президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Заработали они на международных рейсах (прибыль на этих направлениях составила 2,3 млрд руб), однако, как всегда, потеряли на внутренних. Перевозки по стране привели к убыткам в 4,6 млрд руб. Это на 500 млн руб. больше, чем за тот же период 2014 года.

При этом летать заграницу россияне стали меньше, и пассажиропоток на прибыльных международных перевозках сократился на 14,8% до 10,1 млн человек, тогда как убыточный внутренний пассажиропоток вырос на 10,8% до 13,2 млн человек.

Падение доходов авиакомпаний ассоциация фиксировала и в 2014 году: прибыль с пассажира на международных линиях упала с 316 руб. на человека до 194 руб., а убыток на внутренних вырос с 486 руб. до 637 руб. Убытки авиакомпаний в 2014 году составили 20,4 млрд руб. (убытки на внутренних — 32,2 млрд руб., прибыль на международных — 10,6 млрд руб.). При этом авиакомпании старательно снижали свои расходы, урезали штаты и зарплаты, экономили на питании в самолете. В 2014 году они снизили расходы на 34 млрд руб., но доходы упали на 53 млрд руб. Из-за роста курса валют, увеличения аэропортовых сборов и т.д. себестоимость международных перевозок в 2014 году выросла с 24,5 руб. до 30 руб. за тонно-километр, на внутренних — с 37,4 руб. до 43 руб.

Как заявил Владимир Тасун, "ситуация в отрасли ухудшается". Он утверждает, что убытки связаны с тем, что авиакомпании продают билеты ниже себестоимости. И это подтверждают сами участники рынка. В "Уральских авиалиниях" сообщили, что "работа на высококонкурентном рынке иногда вынуждает держать тариф ниже желательного уровня", компании занимаются "демпингом". С января по май средний тариф по России упал с 5,9 тыс. руб. до 5,5 тыс. руб. В "Уральских авиалиниях" "Ъ" заметили, что для ряда компаний "дисконт на билет больше 1—2 тыс. руб. непонятен", ведущие компании летают на одинаковой технике с близкой эксплуатационной стоимостью. 

Также на рынок вышел и новый российский лоукостер "Победа". И стоимость билетов на маршрутах, по которым летает бюджетный перевозчик, снизилась в среднем на 20%, рассказал РИА "Новости" исполнительный директор Aviasales Максим Крайнов. По его словам, стоимость перелета в Волгоград упала на 56% — с 11,28 тыс. руб. до 4,9 тыс. руб. Летающие в Тюмень пассажиры смогут сэкономить на билетах почти 9 тыс. руб. — по данным Aviasales, перелеты в этом направлении подешевели на 58% (с 14,89 тыс. до 6,15 тыс.). Билеты в Нижневартовск подешевели в два раза — с 14 тыс. руб. до 6,95 тыс. руб., а в Сургут стало дешевле летать на 38% (9,74 тыс. руб. против 15,73 тыс. руб. ранее).

Авиакомпании не закрывают убыточные направления, чтобы не потерять свою долю на рынке, хотя по некоторым внутренним направлениям их самолеты и летают полупустыми. Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев в декабре уже высказывал идею "всем договориться и часть емкостей вывести". За такого рода "сговор" высказывались и в S7. Однако компании, напротив, увеличивают количество кресел для пассажиров. К примеру, у "Уральских авиалиний" их количество вырастет на 9%. По данным Транспортно-клиринговой палаты, в летнем расписании авиакомпании увеличат провозные емкости на 15%. "Отбить" убытки перевозчики планируют летом. Однако глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев утверждает, что этого может и не произойти. К примеру, стоимость топлива растет, а значит вырастут и затраты компаний.

По всей видимости, число авиаперевозчиков в России будет сокращаться, а, значит, и цены на авиабилеты будут расти. Как рассказывал в одном из интервью СМИ генеральный директор компании "Донавиа" Алекскандр Стеблин, доля крупнейших перевозчиков, таких как "Аэрофлот", "Трансаэро", S7 и пр., растет. "Объемы перевозок постепенно перераспределяются в пользу крупных компаний. Согласно данным за четыре месяца текущего года, доля 15 крупнейших российских авиакомпаний (всего в России в настоящий момент насчитывается 120 авиаперевозчиков) при перевозке пассажиров выросла с 86,4% до 88,9%, — говорит он. — Доля первой пятерки увеличилась с 66% до 66,4%. Учитывая, что объемы рынка авиаперевозок падают, прирост показателей идет за счет ослабления позиций более слабых игроков, и, безусловно, кому-то раньше или позже придется покинуть рынок. Но пока спрогнозировать, что обанкротится перевозчик А или перевозчик Б, сложно, все покажет время". 

Аналогичные процессы происходили и в США, Европе и Китае. Теперь в каждом из регионов работают по четыре-пять крупных авиакомпаний, несколько небольших "нишевых" игроков, а также лоукостеры. "Думаю, постепенно наш рынок также придет к такой структуре", — говорит Александр Стеблин.

Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица