Машиностроение / 15.11.21 03:32

«Сапсан» нового поколения прошёл испытание на Октябрьской дороге

С августа высокоскоростной поезд готовили к тестам в депо Металлострой

С августа высокоскоростной поезд готовили к тестам в депо Металлострой
 | Машиностроение
фото:Виктор Казарин

Во вторник, 9 ноября, состоялись сертификационные испытания нового, недавно прибывшего в Россию высокоскоростного поезда «Сапсан» – он впервые выехал на линию самостоятельно. В течение нескольких месяцев работники компании Siemens готовили десять вагонов для полевого тестирования.

Смотрите наш видеосюжет

Полигоном послужил участок Окуловка – Мстинский Мост главного хода линии Санкт-Петербург – Москва. Корреспондент «Гудка» стал участником первой поездки нового поезда. Всего на баланс Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) до июля 2023 года поступит 13 десятивагонных машин из третьей партии, четыре из которых должны выйти на линию в августе-сентябре следующего года.

Прибытие поезда 
KUR_3396.jpg
 
Напомним, 17 декабря 2009 в первый рейс по маршруту Москва – Санкт-Петербург отправился скоростной поезд «Сапсан» (Siemens Velaro Rus), произведённый компанией Siemens по заказу ОАО «РЖД» для эксплуатации в нашей стране. Этот состав прибыл в Россию в конце ноября 2008 года. Ещё семь «Сапсанов» первой партии были поставлены в течение 2010 года. Вторая партия из восьми составов «Сапсанов» пришла в 2014 году.

Сертификационные испытания проходит один поезд из каждой партии. В третьей партии – 13 поездов, её стоимость составила 513 млн евро. Новый поезд прибыл в Большой порт Санкт-Петербург в августе на пароме в расцепленном виде – отдельными вагонами. В порту все десять вагонов связали пневматическими тормозными магистралями, объединив в состав, который на тепловозной тяге был доставлен в депо Металлострой. Здесь сотрудники Siemens практически круглосуточно готовили «Сапсан» к работе: соединяли десятки тысяч проводов, подавали на состав напряжение 3 кВ (главный ход страны работает на постоянном токе), загружали в компьютерную систему поезда программное обеспечение, чтобы заработал «мозг» машины и, соответственно, все её агрегаты и узлы.

За неделю до первой самостоятельной поездки новый «Сапсан» испытали на том же участке Окуловка – Мстинский Мост с тепловозом ТЭП70БС – специальным локомотивом для скоростных составов, оснащённым даже системой осушки сжатого воздуха, который используется в тормозной системе высокоскоростного поезда. «Это можно назвать допускными испытаниями. Вечером 8 ноября мы получили положительное заключение, что можем самостоятельно выехать «в поле» и пользоваться инфраструктурой ОАО «РЖД», – говорит эксперт по ремонту подвижного состава компании Siemens Олег Киреенко.

Перед началом испытательной поездки её участников проинструктировали: без разрешения состав покидать нельзя, а если придётся, то только в сигнальных жилетах и только из головного вагона. Олег Киреенко выдал рацию, чтобы во время поездки оставаться на связи.

А на случай возможной остановки испытуемого «Сапсана» на станции Окуловка дежурил тот же тепловоз ТЭП70БС.

Что нового

KAV_7396.jpg

Внешне новый «Сапсан» ничем не отличается от того, на котором мы приехали на место испытаний. А вот салоны вагонов пока пусты, их ещё предстоит оборудовать для комфортного путешествия.

За несколько месяцев работники Siemens научили «летать» металлическое творение своей компании. Кстати, у «Сапсанов» всех трёх партий есть общее с самолётами: все они сделаны из авиационного алюминия.
«По дизайну новая партия дублирует модернизированные составы, но некоторые изменения по заказу пассажиров мы внесли», – рассказал заместитель начальника отдела ремонта и экипировки подвижного состава Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Николай Чурилов.

Так, в спинках кресел в области головы появилась дополнительная боковая поддержка для большего комфорта. В вагонах теперь будет табличка с названием их класса. А вагон первого класса дополнен купе с двумя спальными местами.

Изменилась и система безопасности поезда: на смену КЛУБ-У пришла более совершенная СОБ-400, предназначенная для поездов, способных развивать скорость 400 км/ч. Испытываемый «Сапсан» – первый, который получил СОБ-400. Кстати, и его предшественники готовы к тому, чтобы легко перейти с одной системы на другую.

«С КЛУБ-У граница на скоростемере у машиниста – 250 км/ч, а на этом поезде – уже 400, – обратил наше внимание Олег Киреенко. – Специалистам предстоит трудоёмкая работа – будет ещё много чего добавлено».

На техпроцессах в депо Металлострой эти обновления не скажутся, ведь конструкционных изменений у «Сапсана» нет. Поэтому работники предприятия так же будут выполнять как плановый ремонт по пробегу, так и внеплановый.

Умное торможение

KAV_7331.jpg

9 ноября испытывали тормозные системы «Сапсана»: проверяли, на каком расстоянии и за какое время поезд остановится в разных режимах торможения и при разной скорости.

Умная машина, анализируя заданное машинистом тормозное усилие, сама решает, в каком режиме она замедлит ход эффективнее, и распределяет нагрузку на разные тормозные системы.
«Да, мы можем просто зажать тормоз – и колесо остановится, но электронные системы «Сапсана» контролируют, чтобы колесо не замедлилось больше необходимого, ведь иначе оно будет повреждаться о рельс, нагреется, и в итоге получится ползун. Тогда поезд не сдвинется с места в принципе, – рассказал журналистам Олег Киреенко и стал диктовать машинисту «Сапсана» Филиппу Сметанину последовательность действий.

Эксперт Siemens объясняет: «Тестируем разные режимы торможения. У нас есть нормативы, сколько должны составить тормозной путь и время остановки при разгоне на 160, 200 и 250 км/ч. В норматив экстренного торможения мы уложились: «Сапсан» остановился с 250 км/ч за минуту, тормозной путь составил 1800 м, а плановый показатель – 2 км».

Инфраструктура

Перед испытаниями на участке Окуловка – Мстинский Мост, в который входит перегон Боровёнка – Торбино, путейцы Маловишерской дистанции внепланово осмотрели рельсы и стрелки, прошли с дефектоскопной тележкой, также путь проверили с помощью вагона-путеизмерителя.

Максимальную скорость 250 км/ч на главном ходу Санкт-Петербург – Москва (его протяжённость 650 км) развить можно только на трёх участках, в совокупности это 57 км: Боровёнка – Торбино, Бурга – Малая Вишера и Калашниково – Спирово. Первые два находятся в границах обслуживания Маловишерской дистанции пути, третий – Тверской.

На этих трёх участках высокая скорость возможна благодаря модернизации пути: здесь иная балластная призма, способная выдерживать большие нагрузки, и контактная сеть сертифицирована на скорость поездов 250 км/ч.

Содержание скоростных перегонов требует повышенного внимания к стыкам. «От Окуловки до Малой Вишеры бесстыковой путь, единая плеть, что тоже позволяет ехать быстрее. Стыки влияют на целостность рельса, из-за чего образуются просадки. Допустимая норма – 9 мм, на других участках, где скорость меньше, – 12 мм. Поэтому обычные стыки меняем на металлокомпозитные или завариваем алюмотермитом, проходим рельсосварочной машиной ПРСМ; чтобы приподнять рельс, подбиваем щебень под шпалами», – объясняет заместитель начальника Маловишерской дистанции пути по текущему содержанию Анатолий Васильев.

Чтобы развивать скорость 250 км/ч на всём главном ходу, требуется полностью модернизировать путевую и энергетическую инфраструктуру, заменить обычные стрелки на скоростные цельнолитые.

Также с 2017 года действует правило: на скоростном ходу не должно быть пешеходных переходов и автомобильных переездов на одном уровне с железнодорожным полотном – нужно строить путепроводы или подземные тоннели. Сейчас на главном ходу пять лимитирующих автомобильных переездов: на станциях Чуприяновка, Вышний Волочёк, Славянка, Колпино и Любань. Первый переезд планируется закрыть в следующем году, когда правительство Тверской области примет в постоянную эксплуатацию подземный тоннель, построенный компанией «РЖДстрой».

Плавность хода и комфорт пассажиров на главном ходу обеспечит запланированный на 2022 год капитальный ремонт 85 км пути на перегонах Решетниково – Завидово, Завидово – Редкино, Академическая – Бушевец, Бурга – Мстинский Мост и Клин – Подсолнечная, смена 17 стрелок на станциях Мстинский Мост и Окуловка. В этом году капремонт на главном ходу выполнен на перегонах Клин – Решетниково, Осеченка – Спирово и Колпино – Славянка – это более 40 км.

Перспективы

После завершения испытаний ДОСС как заказчик нового подвижного состава постепенно примет на баланс 13 новых поездов. Далее будет разработан график движения. Так как одновременно запустить в работу все 29 машин не получится – линия столько не вместит, будет больше сдвоенных составов, и в итоге ориентировочно получится около 18 пар вместо нынешних 16.

Далее по плану предстоят испытания климатической системы, системы информирования, сервисного оборудования, тест сдвоенного состава, испытания поезда на скорости 275 км/ч, а также проверка на прочность – четвёртый состав из третьей партии протестируют на противоударность.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ольга Беляева, Санкт-Петербург

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →