Машиностроение / 28.07.21 23:52

Локомотив приехал в музей. Самый мощный электровоз в СССР стал экспонатом

Пробег модели ЧС2Т945 за время эксплуатации составил более 6 млн км. В нём сосредоточена целая эпоха советских железных дорог

Пробег модели ЧС2Т945 за время эксплуатации составил более 6 млн км. В нём сосредоточена целая эпоха советских железных дорог
 | Машиностроение
фото:Иван Куртов / ИД «Гудок»

Перед Днём железнодорожника в Музее железных дорог России появился новый экспонат. 27 июля на станции Санкт-Петербург-Балтийский состоялась торжественная церемония передачи в музейную экспозицию пассажирского электровоза ЧС2Т945. 

Электровозы серии ЧС2Т строились на чехословацком заводе «Шкода» (тогда он носил имя В.И. Ленина) с 1974 по 1976 год. Всего было выпущено 118 локомотивов. Локомотив ЧС2Т945 стал первым электровозом этой серии, поступившим на Октябрьскую железную дорогу 28 марта 1974 года. Спустя 46 лет, 20 октября 2020 года, он был передан на отстой.

Все выпущенные заводом локомотивы ездили только на Октябрьской магистрали, обслуживая пассажирское движение между Санкт-Петербургом и Москвой. Это было обусловлено конструкционными и техническими характеристиками электровоза, а также местной инфраструктурой. Благодаря прямому пути и пологим «стрелкам» ЧС2Т945 развивал свою максимальную скорость – 160 км/ч. При этом испытания показали, что он мог «летать» и со скоростью 200 км/ч. Такую невероятную для того времени скорость локомотив развивал благодаря установленным шести тяговым электродвигателям вместо четырёх, как у прежних машин. Так, он стал самым мощным в СССР электровозом на тот период: мощность всей электроустановки составляла 5200–5600 кВт против 4200–4800 кВт у предыдущих.

Также на ЧС2Т945 установлен дополнительный реостатный тормоз – об этом говорит буква «т» в его названии. «На прежних устанавливали электро­пневматические и пневматические тормоза. Здесь же тяговые электродвигатели переходят в режим генератора, то есть торможение локомотива и вагонов осуществляется не колодками, а именно двигателями. Таким образом, сократился износ колодок и колёс», – отметил и.о. начальника эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский Константин Аккуратный. На балансе этого предприятия и находился электровоз.

Коллектив депо подготовил локомотив перед передачей его музею. Тепловоз доставили с базы отстоя техники в Гатчине, сняли старое покрытие, загрунтовали, зашпаклевали и покрасили в родной красный цвет.

«Создать в 1970-е годы такую машину было настоящим чудом – аналогов в то время с такими характеристиками и системами жизнеобеспечения локомотивных бригад не существовало. В кабине машиниста были установлены кондиционер, солнцезатемнители с прозрачными стёклами, кресла с гидрогасителями для обеспечения удобного рабочего места, висело даже зеркало. Также в локомотиве есть бойлер для подогрева воды и холодильник. На отечественных локомотивах подобные вещи стали появляться в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Конечно, грустно, что эта серия локомотивов уходит, но им на смену приходят более скоростные и более надёжные», – отметил начальник Октябрьской дирекции тяги Сергей Гришанцев.

Отметим, что сейчас на балансе дирекции ещё 17 локомотивов серии ЧС2Т. Они обслуживают северные маршруты Санкт-Петербург – Бабаево и Санкт-Петербург – Свирь, так как это участки постоянного тока. Изредка эти локомотивы пока ещё можно увидеть и на главном скоростном ходу страны.

«ЧС2Т945 займёт достойное место рядом с электропоездами ЭР200 и «Сокол» и будет достойно представлять экспозицию скоростных составов. Спасибо Октябрьской дирекции тяги, что предоставила нам его в первозданном виде. Этот локомотив – ветеран ОЖД: его пробег за время эксплуатации составил более 6 млн км. В нём сосредоточена целая эпоха советских железных дорог. ЧС2Т945 долгое время был визитной карточкой Октябрьской магистрали, так как водил такие знаменитые поезда, как «Невский экспресс», «Аврора», а фирменный поезд «Красная стрела» обслуживал на протяжении 30 лет из 90-летней истории экспресса», – рассказал директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ольга Беляева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Предчувствие войны. Наркомат путей сообщения в 1936 году принял план третьей пятилетки Предчувствие войны. Наркомат путей сообщения в 1936 году принял план третьей пятилетки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами «У нас генетически присутствует воля к победе» Сборная России по пляжному футболу в третий раз в истории выиграла чемпионат мира. Шесть футболистов, выступавших за сборную, были призваны из «Локомотива». Капитан «Локомотива» Борис Никоноров и нападающий Федор Земсков рассказали, как выигрывали Кубок мира

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →