Машиностроение / 16.06.21 02:58

Пассажиров разложили по полочкам: в Москве представлен макет капсульного вагона

Концепт вагона – один из вариантов дальнейшей трансформации подвижного состава под нужды пассажиров

Концепт вагона – один из вариантов дальнейшей трансформации подвижного состава под нужды пассажиров | Машиностроение
фото:Павел Кассин / ИД «Гудок»

Один из вариантов внутреннего оборудования некупейного вагона представлен АО «ФПК» и разработчиком АО «Трансмашхолдинг» на минувшей неделе в Москве в ходе форума, посвящённого внутреннему туризму «Путешествуй». Этот вагон выполнен в новом для российского пассажирского железнодорожного транспорта габарите Т – шире обычных модификаций на 28 см и длиннее на 73 см. Главная особенность внутренней планировки – организация личного пространства пассажиров. Одним из первых постояльцев жилой капсулы нового вагона стал корреспондент «Гудка». Фоторепортаж с презентации макета можно посмотреть тут.

Мягкое место
Концептуально вагон разрабатывается для ночного экспресса - он будет предназначен для путешествий, время которых не превышает суток. Представленный на форуме вагон – лишь макет, при дальнейшем обсуждении может многое измениться. Сейчас же полка-капсула выглядит как разложенное кресло-кровать: под спиной, под руками – обтянутые экокожей подушки, они не жёсткие, комфортные для спины. Нижняя подушка снимается, её можно будет при необходимости заменить.

«Все отделочные элементы негорючие, материалы соответствуют всем нормативам РЖД», – пояснили «Гудку» в пресс-службе ТМХ.
А вот традиционных хромированных элементов, что придают блеск классическому вагонному интерьеру, здесь нет. Вагон должен ехать, а не блистать. Нет здесь и стационарных ступенек с острыми углами для подъёма на вторую полку, им на смену пришла отодвигающаяся лесенка. Подняться по ней в кроссовках можно без проблем: ступня не скользит. 

Несмотря на то что ограничителя по внешнему краю авторы макета не предусмотрели, в изголовье и в ногах внешняя панель капсулы слегка выступает, и это не даст пассажиру скатиться. Впрочем, детей лучше устраивать внизу: здесь ограничителем является сама лестница, которая в рабочем положении станет вертикальным барьером.

Ноги в стол

Для багажа предусмотрено несколько мест. Можно поставить чемодан, как прежде, под нижней полкой. Однако можно сдать его на хранение в отдельный пятиметровый бокс, который в макете располагается слева при входе в вагон. От пассажиров багажное отделение отделено стенкой и двумя раздвижными дверями. Кстати, на презентации был показан прототип не всего вагона, а его части: багажное отделение и четыре купе, которые авторы проекта называют капсулами. Рассматривается возможность организации 56 капсул в вагоне. 

Плацкартные вагоны с личным пространством для пассажира уже выпускают на Тверском заводе (входит в ТМХ). Но, в отличие от имеющихся моделей, в серии Т нет поперечных полок и откидных столиков на опорной косой ножке. В новом вагоне пока предполагается 56 зауженных к ногам полок, по 28 в верхнем и нижнем рядах, идущих вдоль центрального прохода наподобие боковых мест в вагонах прежних модификаций. В действующих вагонах 54 полки.

При этом каждая полка в макете длиннее на 15 см по сравнению с полками в действующих на сети вагонах: 188 вместо 173 см. И это хорошо: проходящие по вагону пассажиры и проводники не будут задевать ступни спящих соседей по составу. 

Но куда же авторы нового проекта вагона – Национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» – предлагают пассажирам деть ноги? Новая полка на первый взгляд узкая и короткая, уходит в небольшое, около 40 см шириной, отверстие, переходящее в небольшой полимерный бокс, куда нужно уместить  нижние конечности. При ближайшем рассмотрении становится понятно, что при таком размещении ноги пассажира будут находиться уже в соседнем купе, обитатели которого используют этот бокс как стол для трапезы. Впрочем, одна явная недоработка дизайнеров в этой конструкции есть – в таком столе нет потайной открывалки для бутылок. 

Своё пространство

Отгородиться от попутчиков можно за счёт занавески из плотной гофрированной ткани, она распрямляется по всей длине пассажирской полки. Благодаря ей можно оказаться в небольшой комнате с отдельным столиком, отделанным пластиком, с углублениями под стаканы. 

Новая «комната» получается узкой, с высоким потолком. Из положения лежа рукой можно дотянуться до USB-розетки и личного выключателя. Ещё личным у каждого пассажира этого поезда будет и окно с двойным стеклом. Они сильно меньше традиционных и глухие, то есть не открываются. Проветрить собственное помещение при желании не получится, зато у окна удобно читать, концепция освещения создана специально для капсульного вагона. Верхний свет исходит из контурной подсветки нескольких диодных встроенных в карнизы лампочек, есть ещё один ряд более ярких диодов, которые выполняют роль индивидуального света. Зажигать их каждый пассажир может и одновременно, и по отдельности.

Конечно, авторы макета при его создании учли и экологические аспекты. При входе в каждый вагон стоят несколько баков для раздельного сбора мусора. Планируется, что в вагонах такого типа будет установлена система обеззараживания воды и воздуха, а также лампы ультрафиолетовой обработки туалетов и душа, бесконтактные краны, дозаторы мыла, сушилки для рук. Концепция вагона предполагает не только две туалетные комнаты, но и небольшой душ.

Созданный макет вагона – один из вариантов дальнейшей трансформации подвижного состава  под нужды пассажиров.  Задача – сделать поезд гостиницей на колёсах. Главные особенности капсульного вагона в габарите Т – улучшенные пассажирские сервисы, персонализация пространства, бесконтактное оборудование. Оценивать предложения разработчика предстоит пассажирам.      
  
 «Мы с коллегами из Трансмашхолдинга долго работали над данным концептом капсульного вагона, много советовались с пассажирами и конструкторами, последовательно шли к его исполнению и воплощали все те новшества и сервисы, которые пользуются популярностью: розетки, шторки, световое решение, багажные места. Теперь ждём оценок и отзывов наших потенциальных пассажиров, после чего концепт вагона будет доработан, воплощён в металле и выйдет на линию», – заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. 

Анна Героева

День железнодорожника

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Бег ради высокой цели Как День железнодорожника стал благотворительным праздником

Популярное из регионов

Прямой эфир