Машиностроение / 19.05.21 08:07

Универсалы теряют лидерство

Вагоностроители прогнозируют рост спроса на специализированный парк и инновационные вагоны в 2021 году

Вагоностроители прогнозируют рост спроса на специализированный парк и инновационные вагоны в 2021 году | Машиностроение
фото:Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

По данным Росстата, производство грузовых вагонов по итогам I квартала снизилось на 12% к уровню 2020 года. Итоги апреля официально ещё не подведены, но, по экспертным оценкам, объёмы выпуска подросли и сравнялись с прошлогодними показателями. В дальнейшем, как полагают вагоностроители, колебания на рынке продолжатся. Спрос на универсальные вагоны, а следовательно, и их производство будут снижаться, тогда как выпуск инновационных вагонов и фитинговых платформ, напротив, будет увеличиваться по мере роста интереса к ним со стороны операторов.

Как рассказал «Гудку» исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) Евгений Семёнов, негативная динамика в I квартале 2021 года, зафиксированная Росстатом на рынке грузовых вагонов, во многом связана с волатильностью и инерционностью спроса на подвижной состав: так, в сегменте полувагонов производство продолжает реагировать на снижение погрузки, произошедшее в 2020 году, а падение производства минераловозов обусловлено значительными темпами обновления парка в предыдущие периоды и низкими объёмами списания, хотя перевозки удобрений показывают стабильный рост.

При этом снижение объёмов выпуска, по его словам, было неоднородным и наблюдалось не во всех сегментах. В то время как выпуск полувагонов и хопперов на вагоностроительных заводах сократился, выросли поставки на сеть платформ, цистерн и крытых вагонов, уточнил Евгений Семёнов. Это связано с изменением спроса на подвижной состав со стороны операторов. «Был спрос на минераловозы, на думпкары, но он был быстро удовлетворён, поскольку не требовалось большое количество этих вагонов. Очевидно, не будут востребованы в ближайшее время универсальные платформы – спрос на них стабильно низкий – и цементовозы, так как существующие вагоны полностью удовлетворяют потребность рынка, даже с избытком. Нефтебензиновые цистерны в ближайший год также не потребуются – достаточно тех, которые есть. Стандартные полувагоны также не будут востребованы, так как развиваются инновационные полувагоны», – поясняет заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС) Денис Семёнкин.

Отчёт Росстата о состоянии российского вагоностроения за апрель ещё не опубликован, однако вагоностроители и эксперты говорят, что ситуация в целом начала улучшаться. Количество вагонов, произведённых за 4 месяца текущего года, достигло 20 188 единиц, что на 3% превышает прошлогодние производственные показатели за тот же период, сообщил Евгений Семёнов.

В ОВС отмечают позитивную динамику в сегменте фитинговых платформ и инновационного подвижного состава, которые могут стать драйверами для рынка. «Отрадно видеть, что всё большую популярность в условиях кризиса приобретают инновационные вагоны с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками, спрос на которые постоянно растёт, – замечает Евгений Семёнов. – Рынок заинтересован в таких решениях. Для увеличения провозной способности Восточного полигона потребуются вагоны с осевой нагрузкой 27 тс. Сейчас завершены три четверти объёма опытной эксплуатации таких вагонов. Результаты предварительных исследований показали положительный эффект от эксплуатации полувагонов модели 12-9548-01 с нагрузкой 27 тс. Такие вагоны могут стать новым драйвером для вагоностроения».

Об интересе к инновационному парку и фитинговым платформам заявляют и операторы. В FESCO, к примеру, прогнозируют усиление конкуренции среди российских операторов именно на рынке фитинговых платформ. «Думаю, что в этом году рынок будет насыщаться фитинговыми платформами», – отметил Денис Семёнкин.

По оценке Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), на сегодняшний день на рынке востребованы крытые вагоны, хопперы, цистерны и платформы. Также продолжается выпуск полувагонов, не всегда обеспеченный рыночным спросом, замечают эксперты.

Операторы и вагоностроители сходятся в прогнозах, что падение спроса на универсальный подвижной состав в этом году продолжится, а интерес к специализированному парку будет только нарастать.

Об этом заявляет, в частности, заместитель генерального директора по сбыту «РМ Рейл» Александр Куликов. По его словам, в 2021 году компания сосредоточилась на выпуске специализированных вагонов и полностью ушла из сегмента универсального подвижного состава – полувагонов. По уровню производства специализированных вагонов показатели выпуска «РМ Рейл» остались прежними. «В настоящее время на рынке профицит вагонов наблюдается только в сегменте универсального подвижного состава, в частности полувагонов. Вместе с тем мы прогнозируем стабильный спрос на спецпарк», – прокомментировал он «Гудку».

В АОЖДПС полагают, что будут пользоваться спросом выгоны небольших серий, например цистерны для перевозки химикатов, кислот, пищевой продукции.

Как уточнил Евгений Семёнов, для удовлетворения потребностей до конца года вагоностроители планируют вывести на рынок новые модели, в частности фитинговую платформу для перевозки контейнеров, глуходонный полувагон, а также цистерны для различных химических грузов.

Планируются новинки и в сегменте платформ для перевозки контейнеров. Как ранее писал «Гудок», опытный образец вагона-платформы для перевозки контейнеров, разработанный Уральским конструкторским бюро вагоностроения, прошёл комплекс предварительных и приёмочных испытаний и летом текущего года готовится получить сертификат соответствия. Специализированный вагон-платформа ОВК модели 10-630 для перевозки контейнеров и сменных кузовов, а также вагон-хоппер модели 10-630-01 со сменными кузовами для минеральных удобрений уже прошли все необходимые приёмочные и сертификационные испытания и в данный момент проходят пробеговые испытания на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» для подтверждения работоспособности в составе смешанных поездов, состоящих из 4-осных и 6-осных сочленённых вагонов.

Тем не менее о долгосрочных прогнозах на рынке вагоностроения эксперты говорят с осторожностью. По словам Евгения Семёнова, показатели апреля дают надежду на сохранение прошлогоднего уровня производства. В ИПЕМе полагают, что снижение по итогам 2021 года будет на 17–25%. «На объёмы выпуска грузовых вагонов в 2021 году окажет значительное влияние не только ограниченная покупательная способность, связанная с относительно низкой доходностью оперирования, невысокими темпами списания и, соответственно, обновления подвижного состава, но и существенный рост цен на металл. По оценкам ИПЕМа, доля металла в себестоимости грузового вагона с учётом комплектующих составляет 65–75%. В этой связи прогноз ИПЕМа по выпуску грузовых вагонов на 2021 год, выполненный в декабре 2020 года, остаётся актуальным – 43–48 тыс. единиц», – считает заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук.

Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Главная дорога страны. Как Транссиб изменил Россию за 105 лет Самая длинная железная дорога в мире протяженностью 9 288 километров соединяет Москву с Владивостоком, пересекает два континента, 80 населенных пунктов, 8 часовых поясов и 16 больших рек.
Если бы Транссиб строили сейчас, то называли бы крупнейшим инфраструктурным проектом, не имеющим аналогов в мире. В начале XX века это была дорога, без которой Россия не могла бы развиваться как единое государство.

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →