Машиностроение / 22.12.20 07:34

В новый год по сниженной ставке

Профицит вагонного парка в России провоцирует падение суточных ставок аренды подвижного состава

Профицит вагонного парка в России провоцирует падение суточных ставок аренды подвижного состава
 | Машиностроение
фото:Архив / ИД «Гудок»

На протяжении этого года фиксировалось снижение суточных ставок аренды на все виды подвижного состава. Участники транспортного рынка объясняют падение стоимости аренды последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), профицитом подвижного состава, а также дисбалансом его поступления на сеть и списания. Наибольшее падение ставок пришлось на полувагоны (–42,9% к январю этого года, падение шло постепенно в течение всего года) из-за снижения объёма перевозок и профицита парка, а наименьшее – на крытые вагоны (–11,8%, в течение всего года ставка оставалась примерно на одном уровне) ввиду роста объёмов перевозок транспортируемых в них видов грузов, а также на фитинговые платформы (–15,2%, значительное падение произошло в начале года, однако с начала весны ставка незначительно колебалась и сегодня находится на мартовском уровне) на фоне развивающегося рынка контейнерных перевозок.

Как вчера в ходе оперативного совещания в ОАО «РЖД» заявил начальник ЦФТО Алексей Шило, по состоянию на декабрь ни по одной позиции не зафиксирован рост суточных ставок аренды вагонов. Самое значительное снижение фиксируется в сегменте полувагонов. Так, ставка на аренду полувагонов к началу года снизилась на 42,9% (в январе она фиксировалась на уровне 1,4 тыс. руб./сут., в декабре – 800 руб./сут.). Такое снижение вызвано тем, что по состоянию на декабрь парк полувагонов вырос на 3,4% (+19,1 тыс. единиц) к уровню прошлого года, что наряду со снижением объёмов перевозок, прежде всего каменного угля, способствует сохранению профицита парка и снижению арендных ставок.

По оперативным данным ОАО «РЖД», погрузка на сети за 11 месяцев этого года составила 1,137 млрд тонн, что на 3% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. В частности, погрузка каменного угля составила 320,8 млн тонн – на 6% меньше, чем за 11 месяцев прошлого года. Погрузка второго по объёмам груза на сети РЖД – нефти и нефтепродуктов – составила 190,2 млн тонн, что на 9,8% ниже, чем за 11 месяцев 2019 года. Положительная динамика отмечена в погрузке строительных грузов (плюс 6,9% – до 122,9 млн тонн), химических и минеральных удобрений (плюс 3,2% – до 57,3 млн тонн), цветной руды и серного сырья (плюс 2,9% – до 18,4 млн тонн) – эти виды грузов перевозятся в крытых вагонах.

Как ранее рассказывала директор по маркетингу Объединённой вагонной компании Нина Борисенко, в 2019 году рынок полувагонов вошёл в фазу падения. Средний профицит полувагона на сети РЖД в 2019 году составил 13 тыс. вагонов. По её словам, здоровый профицит – 2% от общего парка полувагонов, это около 10 тыс. вагонов (по состоянию на декабрь 2019 года. – Ред.). «С начала 2019 года ставка на типовой полувагон снизилась на 22%, по оценкам экспертов, в 2020 году условия на рынке будут способствовать дальнейшему снижению ставок», – прогнозировала ранее Нина Борисенко.

По словам заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в следующем году ставки аренды полувагона продолжат падать – в среднем за год произойдёт снижение на 18–22%, а их медленное восстановление ожидается только с 2022 года. «Объём выпуска новых вагонов в 2020 году составит более 55 тыс. единиц, а в 2021 году сократится на 20–24% по отношению к этому году, – отмечает Владимир Савчук. – Тем не менее производство подвижного состава будет выше технологически обоснованной потребности, то есть профицит отдельных родов подвижного состава, например полувагонов, будет сохраняться. Количество неисправных вагонов увеличилось в 2020 году почти на 50% и в 2021 году также может вырасти».

Как в октябре в ходе онлайн-конференции «Железнодорожный лизинг: путь к балансу интересов» заявил генеральный директор Группы компаний «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер, ставка аренды полувагонов, являющихся самым массовым сегментом в подвижном составе, падала в течение всего прошлого года, и сегодня по сравнению с 2019 годом её снижение зафиксировано примерно в двукратном размере (по данным ИПЕМ, в 2019 году она составляла 1,78 тыс. руб./сут.). По его словам, это связано с тем, что экспортный уголь, формирующий спрос на полувагоны, не востребован в Европе, тогда как пропускная способность Восточного полигона не позволяет переориентировать грузопотоки на рынки стран Азии.

«Пока фиксируется полное насыщение рынка вагонами – будет сохраняться серьёзный профицит почти во всех сегментах, кроме, может быть, фитинговых платформ, ставки на которые могут ещё увеличиться, если транзит продолжит расти такими же темпами», – считает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Суточная ставка аренды на фитинговые платформы в декабре фиксируется на уровне 1,4 тыс. руб./сут., что на 15,2% меньше, чем в январе этого года (тогда ставка составляла 1,65 тыс. руб./сут.). Стоит отметить, что с августа этого года ставка сохраняется на том же уровне. Платформы востребованы при перевозке контейнеров, которые в январе – ноябре этого года выросли на 16,6% и составили более 5,28 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент). На фоне динамично развивающегося рынка контейнерных перевозок операторы наращивают парк фитинговых платформ, который с начала года увеличился на 8,1 тыс. единиц, или на 11,9% (списано 2,868 тыс. фитинговых платформ, закуплено 10,953 единицы).

Суточная ставка аренды на нефтебензиновые цистерны в декабре фиксируется на уровне 900 руб./сут., что на 25% меньше, чем в январе этого года (тогда ставка составляла 1,2 тыс. руб./сут.). Значительное падение ставки произошло в июне (в связи со снижением добычи нефти и производства нефтепродуктов, согласно договорённостям странам ОПЕК+), после чего она оставалась примерно на том же уровне до декабря. Как рассказал «Гудку» советник генерального директора «БалтТрансСервиса» Владимир Прокофьев, снижение ставки объясняется последствиями пандемии COVID-19. «Во всём мире фиксируется падение производства, падение спроса, уменьшение потребления энергоносителей, – отмечает Владимир Прокофьев. – По последним прогнозам, падение производства в России будет в пределах 4–5%, в Европе – больше 8%, в США – больше 13–14%. На фоне этого происходит падение грузовой базы и высвобождение цистерн. Также стоит отметить, что высвобождение цистерн не компенсируется их выбытием, что вызывает очень большой профицит парка».

Так, в декабре этого года более двух суток на путях необщего пользования простаивают в порожнем состоянии порядка 43,4 тыс. нефтебензиновых цистерн. С начала года парк цистерн увеличился на 1,7 тыс. единиц, или на 0,7% (списано 4,5 тыс. цистерн, а на сеть поступило 6,2 тыс. единиц).

Суточная ставка аренды на зерновозы в декабре фиксируется на уровне 1,3 тыс. руб./сут., что на 25,7% ниже, чем в январе этого года (тогда ставка составляла 1,75 тыс. руб./сут.). Ставка снижалась до июня включительно (до начала урожайного года), после чего установилась на одном уровне, сохранившемся до декабря. «Несмотря на то что в этом году была благоприятная экспортная конъюнктура для зерновых грузов, вносились некоторые корректировки, например закрытие погранпереходов Забайкальск и Гродеково, – рассказал «Гудку» заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин. – Операторы стали неохотно давать свои вагоны на эти направления, что повлияло на доходность парка и, соответственно, на их арендную ставку».

По его словам, долгосрочной тенденцией станет снижение доходности по всем типам подвижного состава в связи с тем, что происходит наполнение парка за счёт строительства новых вагонов, тогда как темпы утилизации устаревшего подвижного состава значительно ниже. «Также важным моментом здесь является то, что у нас не растёт грузовая база. Увеличение грузовой базы может произойти только за счёт роста экспортных перевозок, но их сдерживает перегруженная инфраструктура в восточном направлении. Помимо этого, не все позиции перевозимых грузов могут отправляться в достаточном количестве на экспорт. Таким образом, можно сделать вывод, что востребованность подвижного состава в следующем году будет гораздо меньше его наличия на сети», – заключил Денис Семенкин.

По другим видам подвижного состава также наблюдается снижение стоимости аренды. На крытые вагоны – минус 11,8% (в январе – 1,7 тыс. руб./сут., в декабре – 1,5 тыс. руб./сут.), а на универсальные платформы – минус 28% (в январе – 1,25 тыс. руб./сут., в декабре – 900 руб./сут.).

Вадим Павлов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →