Машиностроение / 18.06.20 08:09

Опора на внутренний рынок

Машиностроителям рекомендовано искать потребителей внутри страны

Машиностроителям рекомендовано искать потребителей внутри страны
 | Машиностроение
фото:фото: Архив / ИД «Гудок»

На сайте Правительства РФ 9 июня опубликована Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности до 2024 года и на период до 2035 года, которую утвердил премьер-министр России Михаил Мишустин. Одним из основных приоритетов документа декларируется обновление грузового и пассажирского подвижного состава в России. Стратегия учитывает планы ОАО «РЖД» по обновлению локомотивного парка. Однако целевые показатели выпуска грузовых вагонов, по мнению операторов, не в полной мере соответствуют реальным потребностям рынка.

В документе, который разработал Минпромторг, говорится, что к 2035 году российские производители должны построить не менее 4520 грузовых и 1085 пассажирских электровозов, 2,4 тыс. грузовых и 220 пассажирских тепловозов, 2405 маневровых тепловозов, по 874 магистральных и маневровых газотепловозов, 6,65 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава, а также не менее 5850 пассажирских и 650 тыс. грузовых вагонов.

Документ учитывает планы по закупкам, отражённые в собственной программе ОАО «РЖД» по обновлению тягового подвижного состава. В 2020 год перевозчик планирует приобрести 640 локомотивов – около 140 электровозов у «Синары», 25 маневровых локомотивов ТЭМ14 производства Людиновского тепловозостроительного завода (входит в холдинг «Синара-Транспортные Машины», СТМ), а оставшуюся часть – у предприятий Трансмашхолдинга. Всего до 2025 года РЖД планируют закупить 5,9 тыс. грузовых и пассажирских локомотивов, до 2035 года планы по обновлению парка пока не названы.

Представители машиностроительных предприятий, к которым обратился «Гудок», не смогли ответить на вопрос, смогут ли они произвести то количество подвижного состава, которое требует от них регулятор. Однако, по словам респондентов, механизмы финансовой поддержки, заложенные в документе, в долгосрочной перспективе могут способствовать достижению этих показателей.

Согласно стратегии, инструментами инвестиционной поддержки производителей являются налоговые льготы, защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов, льготное заёмное финансирование и поддержка кредитования инвестиционных проектов, оборотного капитала, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая лизинг, предэкспортное и экспортное финансирование.

По словам заместителя генерального директора по продажам СТМ Антона Зубихина, стратегия определяет направления развития отрасли и декларирует комплекс мер государственной поддержки, необходимых для достижения указанных ориентиров.
«Прежде всего необходимо отметить вектор на устойчивый внутренний спрос, в том числе за счёт инвестиционных программ крупных компаний с государственным участием, таких как РЖД, реализующие масштабные инфраструктурные проекты, обеспечивающие долгосрочный эффект от их реализации для национальной экономики», – сказал он.

Антон Зубихин также добавил, что для железнодорожного машиностроения важно, что в стратегии отводится отдельная роль внедрению локомотивов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ.
«Безусловно, это направление реализуется совместно с отраслевыми институтами и требует комплексной государственной поддержки в части совершенствования технологии и создания соответствующей инфраструктуры», – пояснил он.

Исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семёнов отметил, что в текущих условиях однозначно необходима финансовая поддержка (субсидии) со стороны государства для покупателей грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками,

Операторы считают, что создатели этой стратегии исходили не из реальных возможностей рынка, а из потребностей вагоностроительных предприятий.
«Для существования заводов необходимо производить не менее 40 тыс. вагонов в год, если цифра уменьшается, то заводы частично или полностью закрываются. На практике будут различные скачки – в какие-то годы количество будет снижаться (до 15 тыс.), в другие расти (до 60 тыс.). Регуляторы, которые составляли эту программу, убеждены, что вагоностроители отстоят свою долю на рынке. Но невозможно спрогнозировать на столь отдалённую перспективу. Приблизительные расчёты можно сделать максимум на ближайшие семь лет. Однако нужно учитывать влияние административных факторов. Если произойдут изменения в законодательстве и будет создана единая саморегулируемая организация операторов, тогда объёмы производства вагонов придётся снижать минимум в два раза – до 20 тыс. в год. И естественно, что цифра 650 тыс. окажется несбыточной. Но даже если исключить этот фактор, то нужно опираться, в частности, на конъюнктуру рынка (спрос на грузы в России и за границей), чего не сделано в стратегии», – рассказал заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин.

Помимо количественных показателей авторы новой стратегии предлагают разрабатывать и производить инновационный подвижной состав нового поколения для обеспечения высокоскоростного и тяжеловесного движения, а также внедрять интеллектуальные системы при эксплуатации грузового подвижного состава («умный», или «цифровой», вагон).

Создание этих технологий также является одним из направлений развития ОАО «РЖД» на период 2025–2030 годов.

Генеральный директор АО «ВНИИЖТ» (дочерняя структура РЖД) Сергей Виноградов в ходе Научно-технического совета ОАО «РЖД», который прошёл 4 июня, заявил, что внедрение «умного» вагона позволяет решить многие проблемы и значительно снизить эксплуатационные расходы на тягу, содержание пути и подвижного состава, различных диагностических средств.

Авторы нового документа считают, что основой развития транспортного машиностроения в России должно стать максимальное использование внутреннего рынка как базовой площадки для создания, тестирования и реализации новой продукции и только после этого – экспорта за рубеж.

В Минпромторге на вопрос «Гудка», учитывались ли при создании новой стратегии существующие отраслевые документы, к примеру Стратегия развития транспортного машиностроения РФ на период до 2030 года, на момент публикации не ответили.

Ксения Потаева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →