Машиностроение / 11.06.20 06:40

Дизель заменят водородом

В Италии появятся пригородные поезда на экологичных двигателях

В Италии появятся пригородные поезда на экологичных двигателях
 | Машиностроение
фото:фото: RailColorNews.com

В минувший четверг французский машиностроительный холдинг Alstom заключил с итальянской энергетической компанией Snam контракт на разработку и поставку пассажирских поездов на водородном топливе в Италию. Такое решение позволит сократить выбросы вредных веществ в атмосферу за счёт отказа от дизельных поездов, курсирующих сейчас на итальянской сети.

Согласно контракту, до 2025 года Alstom поставит в адрес итальянской компании несколько новых поездов на водородном топливе, однако их конкретное количество пока не разглашается. Также французский холдинг переоборудует уже курсирующие дизельные поезда, которые эксплуатируются в неэлектрифицированных регионах Италии.

На первом этапе, запланированном уже осенью, французская корпорация проведёт технико-экономическое обоснование проекта, по итогам которого будут разрабатываться новые водородные поезда. Помимо этого Alstom будет не только производить, но и впоследствии обслуживать такие железнодорожные составы.

После проведения технико-экономического обоснования итальянская компания Snam в начале 2021 года разработает проект подвижности железнодорожной инфраструктуры, в том числе для транспортировки водородных поездов и их дозаправки. В перспективе возможна модернизация некоторых существующих участков для беспрепятственного курсирования таких составов.

Как сообщил «Гудку» президент Alstom в России Филипп Пегорье, водородные поезда используются исключительно для перевозки пассажиров. Это связано с тем, что в Европе больший объём перевозок предназначен для пассажирского сообщения, а не грузового.

«Водородные поезда являются аналогом пригородных электричек. На дальние расстояния они пока не курсируют, хотя в перспективе рассчитываем увеличить мощность таких двигателей для организации международных перевозок. Цель водородной технологии заключается в замене именно дизельных составов, а не электрических, поскольку от дизтоплива вредные выбросы в атмосферу значительно серьёзнее. Думаю, что сейчас без проблем водородные поезда смогут заменить дизельные», – отметил Филипп Пегорье.

По словам генерального директора Snam Марко Альвера, инициатива в дальнейшем позволит декарбонизировать весь транспорт в Италии благодаря развитию водородных технологий.
«Водород, произведённый из возобновляемых источников, через несколько лет станет конкурентоспособным с ископаемым топливом и будет играть ключевую роль в переходе энергии. Особенно в промышленности, отоплении и тяжёлом транспорте. Он станет опорой нового «зелёного» курса», – утверждает топ-менеджер итальянской компании.

На вопросы «Гудка» о стоимости и финансировании проекта, количестве новых и модернизированных составов в компании Snam не ответили.

Французский холдинг Alstom уже не в первый раз поставляет европейским соседям технику на водородных двигателях. Как сообщил во время заключения контракта управляющий директор Alstom (Италия и Швейцария) Мишель Виале, первый водородный поезд для перевозки пассажиров ещё полтора года назад компания поставила в Германию, и теперь среди соседних стран такие составы пользуются значительным спросом.

«Мы верим в водород. Именно поэтому мы подписали партнёрство со Snam. Надеемся, что водородные поезда Coradia ILint скоро станут реальностью и в Италии», – отметил Мишель Виале.

Напомним, осенью 2018 года в Германии введены в опытную эксплуатацию первые в мире поезда на водородных топливных элементах Coradia iLint производства Alstom. Они перевозят пассажиров на междугородном неэлектрифицированном маршруте в Нижней Саксонии между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремервёрде и Букстехуде.

Конструкция двухвагонных поездов Coradia iLint позволила сделать их низкопольными – ячейки источников питания и резервуары со сжиженным водородом расположены на крыше составов. Ток вырабатывается в ходе химической реакции водорода и поступающего из воздуха кислорода, остаточными продуктами которой являются водяной конденсат и пар. Излишки энергии сохраняют литий-ионные аккумуляторные батареи, также накапливающие электричество, вырабатываемое при рекуперативном торможении.

Тогда федеральное правительство Германии поддержало разработку и тестирование новой технологии, предоставив финансирование на сумму около 8,4 млн евро в рамках целевой национальной программы. Министерство экономики и транспорта Нижней Саксонии вложило в покупку LNVG 14 водородных поездов ещё 81 млн евро.

Общая длина железнодорожной сети Италии составляет 16,7 тыс. км, из которых неэлектрифицировано на данный момент 4,5 тыс. Все они расположены в регионах страны и называются дополнительными линиями, или комплиментари. Сейчас на таких участках курсируют дизель-электрические поезда, произведённые ещё в 1970‑х годах, но на данный момент их осталось менее 50 единиц.

Надежда Проскура

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →