Новости дня

Металлургический комплекс за 6 лет

Машиностроение | Вторник | 17.03.2020 | 08:03
«Новотранс» планирует создать производство по изготовлению цельнокатаных колёс  в Кемеровской области
«Новотранс» планирует создать производство по изготовлению цельнокатаных колёс  в Кемеровской области
 | Машиностроение
Архив/ИД "Гудок"
Группа компаний «Новотранс» планирует построить в Кузбассе производственную площадку по изготовлению цельнокатаных колёс для грузовых вагонов мощностью 400 тыс. единиц продукции в год. Проект, в который предприятию придётся инвестировать около 30 млрд руб., включает угольный разрез, металлургический завод и ТЭЦ мощностью более 100 МВт. 

Соответствующее соглашение «Новотранс» и правительство Кузбасса заключили на прошлой неделе в Прокопьевске.

В регионе четыре города (Анжеро-Судженск, Юрга, Новокузнецк и Прокопьевск), которые являются территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). По словам губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва, статус ТОСЭР предусматривает льготы инвесторам по уплате налога на имущество и прибыль (в том числе ставка налога на прибыль от 0 до 5%, нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет), а также сокращение объёма страховых взносов. Таким образом, соглашение позволит «Новотрансу» получать эти преференции.

Помимо создания металлургического комплекса, предприятие построит ТЭЦ мощностью более 100 МВт, которая позволит обеспечивать электроэнергией всё новое производство. Избытки компания будет использовать для снабжения теплом и электроэнергией населения Прокопьевска. При этом стоимость этих услуг, по предварительным расчётам, должна быть ниже на 15–20%.

Президент «Новотранса» Константин Гончаров отметил, что инвестиции в создание промышленно-энергетического комплекса составят около 30 млрд руб. Финансирование на сегодняшний день планируется из собственных средств компании – без привлечения кредитов.

Отметим, что за девять месяцев 2019 года чистая прибыль «Новотранса» по РСБУ составила 8,2 млрд руб. (см. справку).

Реализовать проект «Новотранс» рассчитывает максимум за шесть лет. «От нуля, от выбора площадки проектирования, и до ввода в эксплуатацию сталелитейного производства. Потому что изготовление и выпуск стали по новым технологиям – это очень сложный процесс», – подчеркнул он.

Как сообщили в компании, сейчас речь идёт о выпуске на предприятии цельнокатаных колёс.

По словам генерального директора ООО «Ремонтная компания «Новотранс» (входит в ГК «Новотранс») Рашита Шарипова, собственная производственная база позволит предприятию не зависеть от рынка цельноката. 

«Исходя из наших расчётов получилось, что производить колесо из заготовки нерентабельно. Мы раскрутили цепочку в обратную сторону: кроме машиностроительного комплекса, нужна собственная сталь, для неё нужна собственная энергетика, чтобы она меньше зависела от колебаний цены на уголь, нужен собственный уголь», – заметил он.

По мнению Сергея Цивилёва, строительство в Кузбассе крупнейшего за Уралом предприятия по производству железнодорожных колёс поспособствует решению проблемы дефицита этой продукции на рынке. «Этот комплекс позволит получить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Мы, в том числе угольщики, сегодня испытываем трудности в связи с высокой стоимостью полувагонов, очень дорогими как раз являются колёсные пары. Их стоимость доходила до 100 тыс. руб. за один диск. Всё это в конечном счёте накладывалось на стоимость перевозки», – отметил он.

Согласно расчётам «Новотранса», после создания производства компания сможет обеспечить себя продукцией по себестоимости, которая будет составлять 15 тыс. руб. за колесо (при рыночной цене 55–57 тыс.).

По словам заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семёнкина, из-за изношенности в ближайшие два года «Новотрансу» понадобится замена от 50 до 65 тыс. колёсных пар.

Сейчас «Новотранс» владеет парком в 25 тыс. грузовых вагонов. Таким образом, в будущем мощности нового производства в 400 тыс. колёс в год позволят использовать продукцию не только для собственных нужд, но и для реализации на рынке.

Стоит отметить, что в прошлом году один из крупнейших в России производителей колёс, Выксунский металлургический завод (входит в Объединённую металлургическую компанию, ОМК), выпустил 951 тыс. колёс (на 11% больше, чем в 2018-м).

Нижнетагильский металлургический комбинат (Evraz), мощность которого составляет 550 тыс. колёс в год, к 2021-му планирует увеличивать мощности на 78 тыс. единиц ежегодно.

Представители Evraz, Уралвагонзавода и ОМК на момент публикации номера на вопросы «Гудка» об эффективности нового производства «Новотранса» не ответили.

По мнению экспертов, сложно назвать точный срок, когда «Новотранс» сможет полностью окупить инвестиции в новый металлургический комплекс, – всё будет зависеть от конъюнктуры рынка.
«Ориентировочный срок окупаемости проекта может составлять 5–7 лет с момента его выхода на полную мощность. Данная продукция востребована как со стороны производителей подвижного состава, так и различных перевозчиков, а значит, компания создаёт дополнительный центр прибыли, что повысит её финансовую устойчивость, позволит сократить объём импортных колёс на отечественном рынке», – отметил ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

По словам заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, дефицит цельноката, который рынок железнодорожных перевозок ощущает ещё с 2018 года, должен исчезнуть во второй половине 2020-го – начале 2021-го.
«Это будет связано с насыщением рынка. Также будет действовать фактор снижения ставок и доходности операторов, что приведёт к сокращению оплаченного спроса (способности покупателей оплачивать высокую маржу посредническим структурам) и переходу на прямые договоры. Параллельно будет сокращаться спрос на новые колёса со стороны вагоностроителей – минус 40% в течение двух следующих лет», – резюмировал он.
Ксения Потаева

Cегодня в СМИ

Первые лица