Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Локомотивы накапливают энергию

Машиностроение | Вторник | 08.10.2019 | 11:12
На Российской энергетической неделе представили проекты РЖД
На Российской энергетической неделе представили проекты РЖД | Машиностроение
Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
На Российской энергетической неделе, проходившей в Москве со 2 по 5 октября, состоялась сессия «Накопители энергии и распределённая генерация в ОАО «РЖД». Проблемы и перспективы использования». Участники продемонстрировали наличие разработанных в России решений в области экологически чистой генерации и хранения энергии.

Модератором дискуссии выступил заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Борис Иванов. В ней приняли участие профессор Стэнфордского университета Халил Амин (США), представители АО «ВНИИЖТ», Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Машиностроительного кластера Республики Татарстан и нескольких высокотехнологичных компаний.

ОАО «РЖД» уже перевыполняет установленные Международным союзом железных дорог целевые показатели по снижению выбросов CO2 в атмосферу, сообщил Борис Иванов. Так, в 2018 году объём выбросов составил 38,1 млн тонн, что на 45,6% ниже уровня 1990 года. Это ниже целевого показателя, установленного Международным союзом железным дорог на 2030 год, – 30% по отношению к данным 1990 года.

При этом 16% электроэнергии, используемой РЖД, в настоящее время поступает из экологически чистых источников.

Долгосрочная программа развития компании до 2025 года предусматривает рост грузооборота на 46,4% по отношению к 1990 году.

Это может привести к увеличению объёмов выбросов парниковых газов и ставит под сомнение исполнение холдингом обязательств по их снижению. «Нам нужны инновации, которые позволят этого избежать», – заявил Борис Иванов.

Генеральный директор ТЭЭПМ (российского производителя суперконденсаторов) Сергей Агеев рассказал о проекте компании по созданию двух версий магистрального пассажирского локомотива – на литий-ионных аккумуляторах и суперконденсаторах.

По словам Сергея Агеева, такой локомотив мог бы заменить тепловоз, сейчас используемый для доставки электропоезда «Ласточка» из Владимира в Иваново. Единственным серьёзным ограничением является срок службы литий-ионных батарей – при таких нагрузках их пришлось бы слишком часто менять.

О современных исследованиях в области повышения ёмкости, продления сроков службы и повышения пожаробезопасности литий-ионных батарей рассказал лауреат международной премии «Глобальная энергия – 2019» Халил Амин. По его словам, существуют такие технологии, как, например, литий-кислородные батареи – они способны повысить ёмкость аккумулятора с нынешних 100 Вт до 1 кВт на килограмм. Однако эти технологии ещё требуют серьёзных фундаментальных исследований.

Игорь Ландграф, главный конструктор ФГУП «Крыловский государственный научный центр», рассказал об уже имеющихся у предприятия технологиях по производству водородных элементов и электростанций, а также оборудования для получения водородного топлива. Он сообщил о реализованных предприятием проектах водородной генерации и возможностях её использования как для тяги, так и для обеспечения электроснабжения в тех местах, где другие источники энергии могут быть труднодоступными.

Заместитель заведующего отделением «Тяговый подвижной состав» АО «ВНИИЖТ» Константин Иванов представил собравшимся разработанные институтом проекты гибридных магистральных и маневровых локомотивов на аккумуляторных батареях. Он отметил, что наиболее проработан проект контактно-аккумуляторного маневрового электровоза для использования на крупных пассажирских узлах. Мощность такого локомотива должна составить от 500 кВт при питании от сети до 300 кВт при питании от аккумуляторов, чего вполне достаточно для работы с пассажирскими поездами по 22 вагона. В отличие от гибридных локомотивов с дизельным двигателем вредные выбросы такой машины равняются нулю. По словам Константина Иванова, в ближайшее время институт приступит к испытаниям гибридного локомотива ТЭМ5Х.
Лев Кадик

Cегодня в СМИ

Первые лица