Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Боковые рамы раздора

Машиностроение | Понедельник | 06.05.2019 | 23:23
После аварий в 2019 году Ространснадзор запретил использовать вагоны с дефектными рамами
После аварий в 2019 году Ространснадзор запретил использовать вагоны с дефектными рамами | Машиностроение
Архив ИД «Гудок»
Ространснадзор РФ опубликовал предписание, требующее исключить из эксплуатации грузовые вагоны с боковыми рамами, изготовленными в 2010 году «Алтайвагоном» и в 2008 году Уралвагонзаводом. Такое решение принято после аварий в 2019 году на Южно-Уральской и Октябрьской железных дорогах.

Согласно материалам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), причиной схода вагонов на Южно-Уральской железной дороге явился излом двух боковых рам, изготовленных в 2010 году АО «Алтайвагон» (клеймо 22), в то же время на Октябрьской железной дороге – излом боковой рамы, изготовленной в 2008 году АО «НПК «Уралвагонзавод» (клеймо 5).

На основании этого надзорный орган выпустил предписания холдингу, исключающие возможность эксплуатации на инфраструктуре ОАО «РЖД» этих грузовых вагонов, а также боковых рам, вошедших в одну плавку с дефектными деталями.

По словам первого заместителя начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Сергея Савченко, изъятие из эксплуатации вагонов с бракованными рамами является стандартной практикой.

«Это относится только к тем вагонам, которые имели сход и, соответственно, были забракованы. Также мы исключаем вагоны с рамами, которые были в сплавке с бракованными экземплярами», – пояснил он.

Тем не менее на Уралвагонзаводе не согласны с предписанием Ространснадзора и считают, что сход произошёл из-за неправильной эксплуатации вагонов.
«Ранее уже было заявлено в особом мнении представителей Уралвагонзавода о несогласии с заключением в упомянутом предписании. В нём указывалось с конкретными доказательствами на то, что образование усталостной трещины с последующим изломом боковой рамы произошло в результате нарушений правил эксплуатации вагона, несвоевременного технического обслуживания вагона, а также некачественного проведения деповского ремонта», – сообщил заместитель генерального директора по гражданской продукции АО «НПК «Уралвагонзавод» Кирилл Томащук.

Однако из документов Ространснадзора следует, что исполнение данного предписания является обязательным и его невыполнение приведёт к административной ответственности.

Заместитель генерального директора по перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислав Золотарёв сообщил «Гудку», что сейчас проводится расследование, а что было причиной излома, станет понятно в ходе комплексной проверки. По этому поводу будет вынесено соответствующее компетентное заключение.

«Произошёл излом рамы по «сотому» чертежу (чертёж 100.00.002-4. – Ред.), который используется в тележке 18-100. Однако с 2011 года «Алтайвагон» прекратил выпуск рам по сотому чертежу для тележки 18-100 и полностью перешёл на свою усиленную раму, которая используется в тележке 18-2128. И в течение девяти лет завод не имеет никаких проблем с этой тележкой и нет никаких нареканий на рамы», – заметил он.

Отметим также, что Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта направило собственникам подвижного состава письмо с просьбой приостановить использование грузовых вагонов, укомплектованных боковыми рамами, изготовленными в 2010 году «Алтайвагоном», для проведения диагностирования с целью выявления недопустимых в эксплуатации дефектов боковых рам и их замены.

Это связано с тем, что за период использования боковых рам производства «Алтайвагона» 2010 года на инфраструктуре железнодорожного транспорта допущено 15 случаев их излома, в том числе два крушения и 13 сходов.

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖдПС) Денис Семёнкин рассказал «Гудку», что 2010-й – это первый год, когда «Алтайвагон» запустил массовое производство крупного вагонного литья, которое уже в первые годы эксплуатации показало свою ненадёжность.

«Были изломы, и это литьё уже однажды заменяли, то есть производилась полная диагностика боковых рам, изготовленных в 2010 году. «Алтайвагон» тогда повёл себя очень корректно и предоставил вместо забракованных боковых рам другие. Сегодня ситуация повторяется. В этом году уже дважды были изломы боковых рам «Алтайвагона» постройки 2010 года. Это привело к тому, что Ространснадзор был вынужден отправить на диагностику боковые рамы этого года. И с учётом практики излома в предыдущие годы решение обоснованное. Это будет неполная приостановка использования данных боковых рам, будет производиться их дефектоскопирование – проверка в ремонтных депо на предмет отсутствия трещин и других неисправностей, препятствующих эксплуатации. В случае если данные детали признаются пригодными, то они и дальше будут эксплуатироваться», – пояснил он.

Денис Семёнкин добавил, что у собственников возникнут сложности, связанные с тем, что вагоны будут признаны неисправными до тех пор, пока не будет проведена проверка.
«Это также приведёт к увеличению расходов на проверку и возможную замену боковых рам, которая потребует больших вложений от владельцев подвижного состава. На сегодняшний день мы имеем рост стоимости крупного вагонного литья. Новая боковая рама стоит от 115 тыс. до 150 тыс. руб. Проверкой будут охвачены 18 тыс. боковых рам «Алтайвагона», которые отлиты в 2010 году и эксплуатируются сейчас на сети. Сколько из них будут забракованы, сложно сказать, но наверняка ремонтные организации будут очень придирчивы, и речь может идти о 3–4 тыс. боковых рам. Но это не приведёт к взрывному росту цен на литьё. Однако надо понимать, что «Алтайвагон» и Уралвагонзавод в этой ситуации окажутся в стороне, потому что гарантийный срок эксплуатации боковой рамы составляет от трёх до пяти лет. Все сроки уже прошли, и данные предприятия не будут обязаны в случае забраковки деталей заменять их на пригодные для эксплуатации. То есть в этой ситуации расходы понесёт только собственник вагона», – резюмировал он.
Ксения Ермакова

Cегодня в СМИ

Первые лица