Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В России изучили воздействие тяжеловесных поездов на путь

Машиностроение | Среда | 27.03.2019 | 23:49
Измерения проводились при последовательном увеличении массы поездов на различных скоростях
Измерения проводились при последовательном увеличении массы поездов на различных скоростях | Машиностроение
Руслан Казаков/ИД "Гудок"
Специалисты АО «ВНИИЖТ» завершили исследование воздействия тяжеловесного движения на состояние пути. Результаты исследования показывают, что длительное воздействие тяжеловесных поездов приводит к увеличению количества расстройств пути более чем на треть.

Совместное исследование специалистов АО «ВНИИЖТ», РУТ (МИИТ) и Федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ВНИИЭФ) проводилось по заказу Центральной дирекции инфра­структуры (ЦДИ) ОАО «РЖД» и при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Измерения проводились с 2014 по 2016 год на малонагруженном участке Октябрьской железной дороги Ковдор – Пинозеро – Мурманск. Окончательная обработка результатов завершилась в этом году.

Как рассказал «Гудку» научный сотрудник центра «Путевая инфраструктура и вопросы взаимодействия колесо – рельс» АО «ВНИИЖТ» Иван Третьяков, исследовалось воздействие на путь поездов весом от 2 до 8 тыс. тонн, а также 12 тыс. тонн, сформированных как из типовых вагонов с нагрузкой от 23,5 до 25 тонн на ось, так и инновационных с нагрузкой 27 тонн на ось. 

Программа испытаний предусматривала поездки по пяти опытным участкам с одинаковой конструкцией верхнего строения пути, но различными параметрами земляного полотна, а также круглогодичные измерения изменений в состоянии пути. Измерения проводились при последовательном увеличении массы поездов на различных скоростях, что позволило учёным собрать максимально возможный объём данных о воздействии тяжеловесного движения на элементы пути. За время наблюдений участок пропустил 36 млн тонн брутто, из которых 10% было перевезено в инновационных вагонах.

Измерения напряжений в кромках подошвы рельсов, вызываемых проходящими поездами, проводились с помощью тензометрических датчиков, установленных на рельсах. Остаточные осадки пути измерялись геодезическим оборудованием и с оборудованием, установленным на вагонах-путеизмерителях. Собранные данные были использованы для расчёта прогноза расстройств пути с помощью математической модели накопления деформаций верхнего строения пути, созданной специалистами ВНИИЭФа и ВНИИЖТа на основании ранее выполненных исследований на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ». 

По словам Ивана Третьякова, результаты вычислений показали, что повышение веса поездов до 8 тыс. тонн и более приводит к существенному увеличению количества расстройств пути. Исследование также выявило, что длина состава является важным фактором в накоплении расстройств пути. 

Прохождение составов инновационных вагонов с повышенными осевыми нагрузками приводит (в зависимости от первоначального состояния пути) к увеличению количества расстройств на 16% при хорошем состоянии пути и на 36% – при удовлетворительном. Тяжеловесные поезда той же массы, составленные из типовых вагонов, оказывают значительно меньшее воздействие: количество расстройств увеличивается лишь на 12% при хорошем состоянии пути и на 26% – при удовлетворительном. 

Результаты исследования были использованы ЦДИ для оценки воздействия на путь инновационного подвижного состава при прогнозировании затрат на обслуживание пути.
Лев Кадик

Cегодня в СМИ

Первые лица