Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Вагоностроители ориентируются на выпуск специализированного подвижного состава

Машиностроение | Вторник | 03.07.2018 | 10:54
К 2021 году ИПЕМ прогнозирует существенный спад производства полувагонов
К 2021 году ИПЕМ прогнозирует существенный спад производства полувагонов 
 | Машиностроение
Александр Саверкин/ИД «Гудок»
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил анализ текущего состояния рынка производства полувагонов и спрогнозировал в ближайшие три года смещение спроса в сторону специализированного парка.

По оценкам специалистов ИПЕМа, к 2021 году вагоностроительные предприятия сократят производство полувагонов для внутреннего рынка и переориентируются на выпуск специализированного грузового состава, а также организацию небольших объёмов поставок полувагонов на экспорт. 

Выводы основаны на анализе текущего состояния рынка производства полувагонов. По данным ИПЕМа, за четыре месяца года российские заводы выпустили 12,9 тыс. полувагонов (+10,1%). При этом доля крупнейших производителей полувагонов – АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВК) и ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК) в общей структуре выпуска полувагонов сократилась до 64,5% (83,7% в январе – апреле 2017 года). Однако грузовых вагонов различной специализации за этот же период было выпущено 20,5 тыс., и в этом сегменте более значительный рост – 15,7%. То есть, как считают специалисты института, произошло смещение спроса в сторону специализированного парка – платформ, цистерн, зерновозов и минераловозов. И с 2019 года эти тенденции будут только усиливаться, достигнув пика через три года. Наибольший спрос будет на платформы (объём рынка в 2019–2024 годах – 40–47 тыс. единиц, 108–126 млрд руб. в ценах 2018 года) и хопперы (объём рынка в 2019–2024 годах – 20–22 тыс. единиц, 68–75 млрд руб. в ценах 2018 года). 

По мнению заместителя генерального директора ИПЕМа Владимира Савчука, непопулярность полувагонов связана с тем, что исчерпана потребность в омоложении парка (текущий возраст полувагонов на сети – 8,2 года при сроке службы 22–32 года), и с низкой вероятностью сохранения значительного роста погрузки на железнодорожном транспорте. 

«Выпуск специализированных грузовых вагонов в последние годы был нишей для небольших и средних игроков. Приход в эти сегменты крупных предприятий, специализировавшихся ранее на полувагонах, за счёт эффекта масштаба может оказать существенное влияние на изменение структуры рынков. В связи с этим регуляторам уже сегодня целесообразно обратить внимание на сферы производства специализированных вагонов, чтобы снять риски возникновения недобросовестной конкуренции между производителями, а также в ремонтном комплексе», – отметил Владимир Савчук. 

Впрочем, эксперты усомнились в точности прогноза в отношении полувагонов. «Сейчас действительно на рынке есть спрос на хопперы, используемые под перевозку зерна, цемента и минеральных удобрений. И он будет, скорее всего, нарастать по ряду причин. Во-первых, в 2019 и 2020 годах будет списано около 10 тыс. вагонов, во-вторых, прогноз на урожай пшеницы остаётся на высоком уровне. Что касается минераловозов, развивается сельское хозяйство и предприятия по производству минеральных удобрений. На вагоны-платформы объёмы списания относительно пиковых 2015–2016 годов уменьшаются, но прослеживается спрос на специализированные фитинговые платформы и лесовозы», – считает исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семёнов. 

Он также отметил, что вагоностроительные предприятия, которые входят в Союз, в частности ОВК и УВЗ, до конца текущего года и на следующий имеют заказы, поэтому снижения производства не прогнозируется. На заводах есть маркетинговые службы, которые проводят мониторинг рынка и прогнозируют загрузку мощностей, в том числе на рынок железнодорожного транспорта выходят новые предложения. 

Как считает директор по аналитическим исследованиям НПК «Объединённая вагонная компания» Андрей Цыганов, сейчас рынок железнодорожных перевозок находится в очередной фазе роста. «Транспортировка экспортоориентированных грузов является основным драйвером, таким образом, спрос на подвижной состав, который задействован в перевозках угля, чермета, удобрений, леса, зерна, растёт. В первую очередь речь идёт о полувагонах, хопперах и специализированных платформах. И если за последние несколько лет рынок уже немного насытился полувагонами нового поколения (их порядка 100 тыс. единиц разных производителей, около 20% коммерчески пригодного парка), то остальные сегменты всё ещё отстают», – прокомментировал он «Гудку». 

Рост доли специализированного подвижного состава в структуре выпуска ОВК связан прежде всего с возросшим спросом на данный вид продукции, уточнил Андрей Цыганов. Заказы на выпуск химических цистерн, хопперов, лесовозных платформ размещаются уже на 2019–2020 годы. Кроме того, рост специализации подвижного состава соответствует мировому тренду повышения качества логистических услуг. При адаптации подвижного состава под конкретный груз клиент получает максимальное удобство от его использования, при этом расходы на перевозку сокращаются из-за увеличения эффективности транспортировки в таких вагонах. 

«Сейчас в условиях повышенного спроса на разные виды подвижного состава делать вывод о перераспределении долей производства вообще нельзя. Заводы выпускают тот продукт, который наиболее удобен, который они делают лучше всего и самый маржинальный. Когда есть спрос на основную продуктовую линейку, запускать вместо основного продукта что-то новое экономически нецелесообразно. Вот готовить что-то новое к запуску после того, как по основному продукту спрос упадёт, обязательно нужно», – пояснил «Гудку» заместитель генерального директора по гражданской продукции АО «НПК «Уралвагонзавод» Борис Мягков. 

По его словам, в абсолютных величинах объём выпуска полувагонов УВЗ и ОВК не упал, а даже вырос. Просто прочие производители нарастили выпуск. «В любом случае на определённых маршрутах перевозки инновационный вагон будет востребован даже на профицитном рынке, поэтому 5–7 тыс. инновационных полувагонов мы ежегодно рассчитываем продавать. Остальной объём выпуска будет составлять специализированный подвижной состав на инновационной тележке – не менее 5 тыс. единиц ежегодно», – резюмировал Борис Мягков. 

ОАО «Алтайвагон» также работает под заказ, говорит заместитель генерального директора по перспективному развитию Станислав Золотарёв. «Мы выпускаем те вагоны, которые продаются: полувагоны, крытые вагоны и платформы. И переориентации производства также не проводили и не планируем. На III квартал пакет заказов уже сформирован», – уточнил представитель «Алтайвагона».
Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица