Машиностроение / 02.07.18 23:20

К 2021 году ИПЕМ прогнозирует существенный спад производства полувагонов

Вагоностроителям предстоит переориентироваться на выпуск специализированных грузовых вагонов

фото:Роман Бобков/Пресс-служба ОАО "РЖД"

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал прогноз динамики производства подвижного состава.
Как отмечается в материалах ИПЕМа, через 3 года внутренний спрос на полувагоны будет значительно ограничен. В связи с этим ускорится процесс переориентации вагоностроительных производств на специализированные грузовые вагоны, в первую очередь на платформы и хопперы. 

По данным ИПЕМа, в январе - апреле 2018 года на российских вагоностроительных предприятиях было выпущено 12,9 тысячи полувагонов, что на 10,1% больше, чем в январе - апреле 2017 года. При этом всего грузовых вагонов различной специализации за этот же период было выпущено 20,5 тысячи единиц, что на 15,7% больше, чем в 2017 году. По оценке экспертов института, более низкий темп восстановления производства полувагонов после спада в кризисный период 2015-2016 годов свидетельствует о смещении спроса в сторону специализированных вагонов - платформ, цистерн, зерновозов, минераловозов и др.

Доля крупнейших производителей полувагонов - АО НПК «Уралвагонзавод» и ПАО «НПК ОВК» - в общей структуре выпуска полувагонов по итогам четырёх месяцев 2018 года существенно сократилась: с 83,7% в январе - апреле 2017 года до 64,5% по итогам первых четырех месяцев 2018 года. То есть рост выпуска полувагонов приходится на предприятия, прекратившие или существенно снизившие объем производства в предыдущие годы (в частности, АО «Алтайвагон», АО «Рузхиммаш», ЗАО «Промтрактор-вагон»), а также специализирующиеся на выпуске полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 т на ось.

Институт ожидает замедления динамики роста производства полувагонов по итогам 2018 года. По прогнозам ИПЕМа, к концу года будет произведено свыше 65 тыс. вагонов всех типов, что на 12% больше, чем в 2017 году.  При этом с 2019 года рынок производства полувагонов будет характеризоваться уже снижением спроса относительно текущего уровня, что связано со снижением потребности в омоложении парка (текущий возраст парка полувагонов на сети - 8,2 лет при сроке службы 22-32 лет), а также низкой вероятностью сохранения значительно роста погрузки на железнодорожном транспорте. 

В связи с этим ИПЕМ высоко оценивает перспективу сокращения производства полувагонов на российских вагоностроительных предприятиях для внутреннего рынка к 2021 году и их переориентацию на выпуск специализированных грузовых вагонов, а также организацию небольших объемов поставок полувагонов на экспорт. По оценкам института, наибольшим спросом в ближайшие годы будут пользоваться платформы (объем рынка в 2019-2024 годах – 40-47 тысяч единиц, 108-126 млрд руб. в ценах 2018 года) и хопперы (объем рынка в 2019-2024 годах – 20-22 тысяч единиц, 68-75 млрд руб. в ценах 2018 года).

Ряд крупных производителей уже занимается перепрофилированием мощностей. По данным ИПЕМа, в январе - апреле 2018 года доля специализированного подвижного состава в общем объеме выпуска ПАО «НПК ОВК» выросла на 15,1 п. п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 1 000 до 1 840 единиц), у АО «Алтайвагон» - на 0,5 п. п. (с 248 до 346 единиц). С другой стороны, у АО «НПК «Уралвагонзавод» доля специализированного подвижного состава в структуре выпуска сократилась на 2,7 п. п. (с 296 до 162 единиц).

«Выпуск специализированных грузовых вагонов в последние годы был нишей для небольших и средних игроков, - отметил заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук. - Приход в эти сегменты крупных предприятий, специализировавшихся ранее на полувагонах, за счет эффекта масштаба может оказать существенное влияние на изменение структуры рынков. В связи с этим регуляторам уже сегодня целесообразно обратить внимание на сферы производства специализированных вагонов, чтобы снять риски возникновения недобросовестной конкуренции между производителями, а также в ремонтном комплексе».

Gudok.ru

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Актуальное