Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Выгодное одолжение

Машиностроение | Среда | 11.04.2018 | 12:55
На рост нового бизнеса в текущем году рассчитывает 84% представителей лизингового рынка
На рост нового бизнеса в текущем году рассчитывает 84% представителей лизингового рынка | Машиностроение
Пресс-служба ООО "Нитрохимпром"
За первые три месяца 2018 года на лизинговом рынке железнодорожной техники состоялись сразу две крупные сделки по приобретению 16 тыс. инновационных вагонов на 30 млрд руб. и 400 платформ для перевозки леса на 1 млрд руб. Контрактов такого масштаба на аренду парка не было более года.


АО «Сбербанк Лизинг» заключило сделку возвратного лизинга с ООО «Нитрохимпром» (НХП, входит в Первую тяжеловесную компанию) на 16 тыс. инновационных полувагонов общей стоимостью более 30 млрд руб. Предварительно ходатайство банка одобрила Федеральная антимонопольная служба, не усмотрев в покупке нарушения антимонопольного законодательства. Все участники сделки отказались комментировать её условия и причины. Однако эксперты рынка знают её подробности. 

Как уточнил генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов, НХП в 2014–2015 годах покупал инновационные полувагоны производства НПК ОВК, когда остальные лизинговые компании практически не проводили сделок с парком из-за низких арендных ставок. Он потратил на покупку более 40 млрд руб. 

Практически все вагоны НХП сдаёт компании «Восток 1520». В настоящий момент эти активы объединены в Первой тяжеловесной компании, которая оперирует инновационным парком производства НПК ОВК.
 
«Кредитные обязательства Первой тяжеловесной компании могут сейчас составлять до 30 млрд руб., а обязательства по лизингу – более 60 млрд руб. Такой большой объём обязательств при отсутствии публичности мог создать финансовые сложности, и Первой тяжеловесной компании пришлось воспользоваться опцией возвратного лизинга от АО «Сбербанк Лизинг», которое не финансировало железнодорожный сегмент в 2014–2015 годах, но готово это сделать сейчас, в период высоких арендных ставок полувагонов. Не исключено, что у Первой тяжеловесной компании есть обязательства перед Сбербанком, и «Сбербанк Лизинг» помогает их погасить. Также возможно, что компания хочет укрупняться», – говорит Дмитрий Зотов. 

По условиям договора, который рассчитан на 9 лет, владельцем 16 тыс. вагонов станет «Сбербанк Лизинг». К покупке предложены инновационные полувагоны – люковые и глуходонные – грузоподъёмностью 75–77 тонн с нагрузкой на ось 25 тонн. Они не одного года выпуска, поэтому и разная цена, которая в совокупности составила 30 млрд руб. 

«Сделка очень выгодная, вагоны новые и очень хорошего качества. Парк может быть передан в аренду НХП, причём с гарантией лизинговых платежей по всему сроку договора», – сказал Дмитрий Зотов. 

«Возвратный лизинг – это, по сути, продажа и аренда проданного оборудования. В отличие от других сделок в этом случае продавец и лизингополучатель одно и то же лицо. Предмет лизинга не нужно искать, он уже есть на предприятии. Лизинговая компания выкупает имущество и сдаёт его в аренду одному и тому же клиенту. И оно всё время остаётся в составе основных средств предприятия, а компания получает нужное ей в данный момент финансирование. Поскольку лизинговые платежи в сумме всегда больше, чем выкупная стоимость по договору, получается прибыль. Возвратный лизинг используется для снижения налоговых взносов, сам договор это подразумевает», – прокомментировала «Гудку» заместитель генерального директора Группы компаний «Русмикрофинанс» Анастасия Локтионова. 

Крупную сделку провели компания «Газпромбанк Лизинг» и ООО «ТрансЛес» (входит в группу компаний «РусТрансКом»). В апреле они подписали договор на 10 лет о финансировании на сумму более 1 млрд руб. на приобретение порядка 400 платформ для перевозки леса и пиломатериалов, которые выпускает Рославльский вагоноремонтный завод. 

По мнению генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг» Максима Агаджанова, объёмы перевозок леса и пиломатериалов показывают стабильный рост последние годы, что влечёт за собой спрос в сегменте железнодорожных перевозок, в частности на специализированный состав. Но в «РусТрансКоме» отказались сообщить, на каких направлениях будут использоваться новые платформы. 

«В 2018 году объём лизингового бизнеса продолжит расти на уровне 10–20%, а поддержку рынку будут оказывать госпрограммы по субсидированию лизинга и дальнейшее восстановление экономики. Положительная тенденция в сфере приобретения подвижного состава сохранится как минимум до начала осени 2018 года, однако затем нельзя исключать возможности наступления стагнации. В целом, согласно опросу, который был проведён RAEX («Эксперт РА»), на рост нового бизнеса своих компаний в текущем году рассчитывает 84% представителей лизингового рынка», – резюмировал Руслан Коршунов, директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»).

Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица