Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

К 2020 году АО «ФГК» намерено нарастить парк до 166 тыс. грузовых вагонов

Машиностроение | Четверг | 15.09.2016 | 18:48
Доля инновационного подвижного состава должна составить 22% или 36 тыс. единиц
Доля инновационного подвижного состава должна составить 22% или 36 тыс. единиц | Машиностроение
пресс-служба АО «ФГК»
Большинство закупаемых в ближайшие три года грузовых вагонов АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, 100% принадлежит ОАО «Российские железные дороги», РЖД) будут инновационными, сообщили Gudok.ru в пресс-службе оператора. «В соответствии с проектом инвестиционной программы АО «ФГК» на 2017-2019 годы планируется приобретение более 20 тыс. грузовых вагонов, из них в большинстве своем инновационные полувагоны», - рассказали Gudok.ru в пресс-службе компании, уточнив, что конкретный поставщик подвижного состава «будет определен по результатам открытых аукционов».

В результате реализации инвестпрограммы к началу 2020 года АО «ФГК» рассчитывает нарастить общий парк вагонов до 166 тыс. единиц (то есть, почти на 15% к существующему уровню), при этом доля инновационного подвижного состава должна достичь около 22% общего парка, сообщили Gudok.ru в пресс-службе компании, что составляет около 36 тыс. единиц. В АО «ФГК» добавили, что трехлетняя инвестпрограмма предполагает приобретение не только инновационных полувагонов, но и универсальных платформ, а также специализированного подвижного состава – контрейлерных платформ, предназначенных для перевозки груженой колесной автотехники.

На сегодняшний день АО «ФГК» эксплуатирует порядка 8 тыс. инновационных полувагонов, что составляет 5,5% от размера общего парка компании (по состоянию на 11 сентября он достигал 144,4 тыс. единиц подвижного состава). Инвестпрограмма 2016 года предполагает закупку до 4 тыс. инновационных вагонов, рассказывал в марте гендиректор АО «ФГК» Алексей Тайчер.

Это означает, что даже при полной реализации плана по закупкам текущего года, для выполнения целевых показателей новой инвестпрограммы в ближайшие три года АО «ФГК» должна нарастить свой парк инновационных вагонов не менее чем на 24 тыс. единиц, подсчитал Gudok.ru.

В компании рассказали Gudok.ru, что общая сумма трехлетней инвестпрограммы может превысить 50 млрд руб., но «объем и цена закупок будут определяться, исходя из складывающейся рыночной конъюнктуры, а также подведения итогов открытых конкурсных аукционов». Источником финансирования инвестпрограммы АО «ФГК» станут как собственные, так и заемные средства. В компании подчеркивают, что «эффективность инвестиций в инновационные вагоны напрямую будет зависеть от рыночной конъюнктуры, мер государственной поддержки, а также ценовой политики вагоностроительных предприятий».

Принять активное участие в реализации инвестпрограммы АО «ФГК» намерена нижнетагильская Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, 100% принадлежит государству), с которой у оператора заключено соглашение о стратегическом партнерстве. В марте этого года Федеральная антимонопольная служба разрешила АО «ФГК» взять в трехлетнюю аренду грузовые вагоны «УВЗ-Логистик», принадлежащей УВЗ. В апреле гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев занял пост замгендиректора АО «ФГК», а уже в июне гендиректор корпорации УВЗ Олег Сиенко в беседе с журналистами не исключил, что АО «ФГК» является наиболее вероятным покупателем бизнеса дочернего оператора УВЗ. Сегодня АО «ФГК» уже управляет большей частью вагонов «УВЗ-Логистик», в составе парка которой числится 38,6 тыс. грузовых вагонов производства УВЗ, 7,2 тыс. из них – инновационные полувагоны модели 12-196-01 с повышенными осевыми нагрузками до 25 тс и увеличенной грузоподъемностью до 75 тонн.

r914t37i2.jpg
Фото: uvz.ru

Всего УВЗ выпустил свыше 10 тыс. инновационных полувагонов с момента их запуска в серийное производство, юбилейный 10-тысячный вагон был передан АО «ФГК» 9 сентября. Как заявил гендиректор АО «ФГК» Алексей Тайчер, компания с начала своего основания приобрела на нижнетагильском заводе грузовых вагонов на сумму свыше 30 млрд рублей. В рамках текущей инвестпрограммы АО «ФГК» разместило заказ на УВЗ по закупкам инновационного подвижного состава на сумму 9 млрд рублей, следует из материалов компаний-партнеров.

Заместитель генерального директора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шлёнский подтвердил Gudok.ru, что АО «ФГК» на сегодня является крупнейшим заказчиком инновационных вагонов нижнетагильского предприятия, и УВЗ готов обеспечить вагонами значительную часть будущей инвестпрограммы оператора, в особенности, «учитывая подписанное соглашение о стратегическом партнерстве».

По его словам, спрос на инновационный подвижной состав в России еще «не устоялся», прежде всего из-за затянувшегося кризиса перепроизводства на рынке грузовых вагонов в прошлые годы и, как следствие, резкого падения операторской ставки на предоставление вагонов грузоотправителям. «Грузовладельцы с радостью воспользовались тенденцией на снижение ставки, которая год назад упала ниже всех разумных пределов, но сейчас очень недовольны ее восстановлением, - отметил Андрей Шлёнский в беседе с Gudok.ru. – Сейчас уже идет восстановление, причем достаточно быстрое: за последний год ставка выросла примерно в 2 раза. Но поскольку снижение было в 5 раз, на возвращение рынка к равновесному состоянию потребуется, наверное, еще 2017 год».

Тем не менее, как показал опрос Gudok.ru, для заказчиков перевозок эффективность использования инновационных полувагонов уже очевидна, многие из них уже почувствовали выгоду от использования подвижного состава с повышенной грузоподъемностью. «Это удобно, так как у нас уменьшается количество маневровых операций, происходит и уменьшение накладных расходов, связанных с этим, - рассказал Gudok.ru директор логистической компании «Профтрейнлогистик» Михаил Умрихин, который имеет опыт использования инновационных вагонов АО «ФГК». - Кроме того, на данный момент действует скидка на инновационный подвижной состав, что тоже выгодно».

Директор по логистике ЕВРАЗа Сергей Руденко рассказал Gudok.ru, что компания получает инновационные вагоны у АО «ФГК» в пределах от 5% до 10% от общего объема контракта с оператором, и планирует увеличивать этот процент, что будет предметом дальнейших договоренностей. «Один из наших металлургических комбинатов – нижнетагильский – расположен таким образом, что соседним предприятием является УВЗ, производитель этих инновационных вагонов. Поэтому с компанией АО «ФГК" у нас есть совместные договоренности о том, чтобы все вагоны, которые УВЗ выпускает в этом году для компании, делали первый рейс с отгрузкой с нашего предприятия», - рассказал Gudok.ru Сергей Руденко.
Таким образом, два последних месяца на комбинате грузятся металлом абсолютно новые, «нулёвые» вагоны и следуют на экспортные направления в морские порты. «Наша инфраструктура позволяет грузить такие вагоны и, на сегодняшний день, мы оптимизируем схемы погрузки нашей металлопродукции со старого типа вагонов на новый тип повышенной грузоподъемности».

Крупнейшая в России угольная компания СУЭК тоже привлекает под перевозки инновационные полувагоны у АО «ФГК» производства УВЗ, хотя и сама эксплуатирует инновационную технику, в том числе других производителей. Это позволяет компании детально оценить экономический эффект от их использования. По словам начальника транспортного управления СУЭК Людмилы Пушкиной, положительные результаты показал опыт использования этих вагонов на Западно-Сибирской железной дороге назначением на морской порт Ванино. «Нам интересно использовать инновационные вагоны АО «ФГК», но у нас есть и собственные инновационные вагоны под перевозки на порт Ванино, порт Мурманск, порт Находка, - рассказала она Gudok.ru. - В дальнейшем мы планируем разработать технологию формирования совместного парка СУЭК и АО «ФГК» для повышения скорости продвижения вагонов и доходности подвижного состава».

По словам Михаила Умрихина из «Профтрейнлогистика», использование инновационных вагонов пока сдерживается реальным условиями их эксплуатации. «Мы используем только направление на Восточный полигон, из Новосибирска на восточные порты, в этом направлении инфраструктура довольно развита, - говорит он. - Но перейти полностью на использование инновационных вагонов мы не можем, потому что, во-первых, пока ограничено количество подвижного состава, а во-вторых, на многих направлениях их сложно использовать, потому что, допустим, на территории некоторых стран ближнего зарубежья запрещено их курсирование».

Андрей Шлёнский из УВЗ соглашается, что пока небольшое количество инновационных вагонов у операторов является определенным препятствием для развития спроса. По его оценкам, сейчас инновационный грузовой парк пока не превышает и 5% от общего количества вагонов РФ, «но если их число достигнет 10% и более, то операторы почувствуют эффект масштаба».

Однако, отвечая на вопрос об ограничениях инфраструктуры на эксплуатацию вагонов с повышенными осевыми нагрузками, он заметил, что в соответствии с официальной позицией Совета железнодорожного транспорта стран СНГ и Балтии со стандартом колеи 1520 мм «в подавляющем большинстве стран эксплуатация вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн на ось разрешена». По словам Андрея Шлёнского, тем более не должно быть проблем у операторов инновационных вагонов во внутрироссийском сообщении. «У нас есть официальное заявление ОАО «РЖД» о том, что такие вагоны могут эксплуатироваться на всем пространстве железнодорожной сети. Если мы обнаружим факты запрета их курсирования на каком-либо участке железных дорог, то очень серьезно будем с этим разбираться», - заявил Gudok.ru замгендиректора УВЗ.

Сергей Руденко из ЕВРАЗа «про ограничения с точки зрения путей ОАО «РЖД» не слышал». «Они принимают нашу продукцию в этих вагонах во всех направлениях», - заявил он Gudok.ru.

В СУЭК, однако, Gudok.ru сказали, что «инфраструктурные ограничения есть, но надо просчитывать, где выгоднее его (инновационный вагон – прим. Gudok.ru) использовать». «Есть ряд направлений, где использование инновационного вагона неэффективно – например, погрузка на погранпереходах. Несколько из них имеют ограничения по грузоподъемности до 70 тонн», - рассказала Gudok.ru начальник транспортного управления компании Людмила Пушкина, указав в качестве примера пограничные станции Камышовая, Гродеково и Забайкальск, расположенные на границе с Китаем. По ее словам, увеличенная грузоподъемность на этих станциях не согласована принимающей – китайской - стороной. Тем не менее, по словам Людмилы Пушкиной, под потребности СУЭК инновационных вагонов пока недостаточно, а потому компания продолжит увеличивать их парк как в собственном управлении, так и привлекать у операторов.

Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица