Машиностроение / 09.06.16 11:16

Авторынок усилил падение в ожидании ревальвации рубля

Эксперты Gudok.ru предрекают взрывной рост продаж автомобилей осенью, если цена на нефть не упадет

Эксперты Gudok.ru предрекают взрывной рост продаж автомобилей осенью, если цена на нефть не упадет | Машиностроение
фото:Сергей Фадеичев/ТАСС

Снижение продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей заметно усилилось по итогам мая 2016. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сокращение спроса на новые машины составило 14,5% по сравнению с маем прошлого года. Участники рынка, опрошенные Gudok.ru, отмечают, что потенциальных покупателей отпугивает ситуация экономической неопределенности в стране.

Статистика АЕБ зафиксировала, что после трех месяцев плавного снижения авторынка (в феврале - 13,4%, в марте - 10%, в апреле - 8,5%) в мае произошло существенное падение - минус 14,5% по отношению к маю 2015 года. В целом падение рынка в январе-мае составило 14,7% к аналогичному периоду 2015 года. За первые пять месяцев года продано 548 тыс. машин, годом ранее – 642,2 тыс. За весь 2015 год, по данным АЕБ, продажи новых автомобилей снизились на 35,7% и составили 1,6 млн машин.

Отчасти майское «пике» объясняется чередой праздничных и выходных дней, как это было в январе, когда традиционный «новогодний» спад достиг 29,1% в годовом соотношении. Как пояснил Gudok.ru руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов, в мае было меньше рабочих дней, чем в апреле. «Но минус в 14,5% - это не такой критичный уровень падения, как в январе, когда тоже сказывались сезонные факторы», - отметил он.

В мае закончился «эффект низкой базы»

Директор агентства Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи обращает внимание, что на статистику по первому кварталу действовал «эффект низкой базы» прошлого года. Но в апреле и мае прошлого года рынок немного оживили меры господдержки и эффект низкой базы уже не оказывает влияния на нынешние показатели. Она напомнила, что с 1 апреля 2015 года была введена программа льготного автокредитования и была снижена ключевая ставка Центрального банка РФ, что привело к оживлению продаж по автокредитам. «Со второго квартала 2015 года продажи по сравнению с началом года оживились и сейчас мы уже не наблюдаем эффекта низкой базы», - пояснила она. 

TASS_10412214.jpg
фото: Александр Земляниченко/AP/ТАСС
  

Старший менеджер консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers Виктория Синичкина отметила, что сейчас более масштабное падение сдерживается мерами государственной поддержки. «По результатам пяти месяцев этого года мы видим, что рынок находится в прогнозных границах», - сказала она Gudok.ru.

Мнение аналитиков подтверждает директор дилерского центра «Mazda РОЛЬФ Химки» Юлия Дытченкова. «Рост продаж у премиум-брендов остановился именно из-за эффекта высокой базы прошлого года. В сегменте массовых брендов локомотивом продаж являются модели, попавшие под действие госпрограмм стимулирования рынка, - отмечает она. - Еще одна тенденция последних месяцев – отток покупателей к крупным дилерам с хорошей репутацией. "РОЛЬФ" по итогам мая зафиксировал увеличение продаж новых автомобилей на 22%. Из брендов дилера отличные результаты демонстрируют Hyundai, Renault, Skoda, а также BMW и Nissan».

Эксперт аналитического агентства «Автостат Инфо» Александр Климнов обнаружил макроэкономические причины резкого сокращения спроса в мае. «В первую очередь, - сказал он Gudok.ru, - остается низким курс рубля. Реальные доходы населения за апрель упали на 7%, за май тоже не возросли. Этот показатель и влияет на рынок новых автомобилей. Хотя цена на баррель нефти восстанавливается, но ревальвация национальной валюты не произошла, доходы населения не поднялись».

«В топ-10 популярных марок в минусе все, кроме коммерческих автомобилей «ГАЗа», - отметил Климнов. - В марте на рынок вышла новая «ГАЗель NEXT» с цельнометаллическим фургоном. Сейчас это бестселлер на рынке. Он на себя оттягивает часть покупателей. Неудивительно, что у «ГАЗа» наблюдается рост продаж».
 
Эксперт «Автостат Инфо» также отметил, что весной на рынке сформировался дефицит по некоторым моделям: «Стоки (склады, - прим. Gudok.ru) за прошлый год выбраны. Заказы были маленькими из расчета на то, что будет дальнейшее снижение. В России и падение, и рост являются взрывообразными. Есть такая особенность российского рынка. Иногда у дилеров не хватает товарных запасов».

В июне падение замедлится


По прогнозу Азата Тимерханова из «Автостата», в июне показатель падения будет меньше, чем в мае, поскольку рабочих дней будет больше.

Александр Климнов из «Автостат Инфо» даже рассчитывает на рост спроса уже осенью. «Рынок, может быть, выйдет на плюс при условии сохранения нынешних цен на нефть. Если осенью баррель удержится, если произойдет ревальвация валюты, то осенью будет подъем».

Однако сами участники рынка не разделяют оптимистичных настроений. «В июне над рынком довлеют все те же негативные факторы: падение покупательской способности с одной стороны и постепенное повышение цен – с другой», - отметила Юлия Дытченкова из «Mazda РОЛЬФ Химки».

В целом майская статистика российского рынка не вызвала существенной коррекции прогнозов на 2016 год. Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер признал, что «макроэкономическая ситуация дает повод для осторожного оптимизма». Он считает, что в экспертном сообществе превалирует точка зрения, что российская экономика прошла свою нижнюю точку, до конца года прогноз стабильный, а на 2017 - положительный.

Рынок уложился в пессимистичные прогнозы
таблица прогноз авторынка

фото: Russian Automotive Market Research

Опрошенные Gudok.ru эксперты не видят предпосылок для изменения тренда на автомобильном рынке. «Пока не видно, что может помочь рынку выстрелить», - поделился своим мнением с Gudok.ru Азат Тимерханов. «В целом происходящее на рынке соответствует нашему первоначальному прогнозу, - считает он. - По 2016 году оптимистичный сценарий предполагает, что продажи легковых автомобилей составят 1,35 млн единиц. Это соответствует уровню падения на 10% к 2015 году. Пессимистичный сценарий содержит цифру в 1,1 млн проданных авто. Это - падение на 25% по отношению к прошлому году».

При прогнозе продаж в сегменте LCV «Автостат» отталкивается от данных количества зарегистрированных автомобилей. «На начало года мы планировали оптимистично 80 тыс. регистраций. Это падение на 13,5% к 2015 году. Пессимистичный прогноз - 65 тыс. - это 30% падения. То, что сейчас происходит на рынке - минус 14,5% - укладывается в нашу вилку».

«Политический» вопрос

«Кардинально не улучшились макроэкономические условия, которые могли бы в 2016 году увеличить продажи: не растут ни доходы населения, ни курс рубля, ни цена на нефть", - сказала Gudok.ru директор агентства Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи, прогнозируя объем продаж автомобилей на 2016 год на уровне от 1,16 млн до 1,197 млн. "Наши ожидания на 2016 год пока скромные. Прогноз мы обновляем регулярно, посмотрим, что будет дальше», - добавила она. 
 
Александр Климнов подчеркнул, что сейчас все инструменты, использованные государством (программы кредитования, лизинга и обновления автопарка), уже проявили себя на рынке. «Дальше спрос уже зависит от макроэкономической конъюнктуры. 2016 год будет близок к 2015 году, когда было продано примерно 1,6 млн машин. В этот раз будет плюс-минус 3-5%», - пояснил он.

TASS_10499825.jpg
фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

«Согласно прогнозу PricewaterhouseCoopers, коридор падения рынка по итогам 2016 года будет колебаться в пределах 10-14% по сравнению с 2015 годом под воздействием ряда экономических и внешнеполитических факторов», - уточнила Виктория Синичкина.

Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», президент группы компаний RTDService (дилер Renault) Андрей Петренко резюмирует, что причина падения рынка - в неопределенности, в которой находится и бизнес-сообщество, и граждане. «Они не понимают, что происходит в стране. Когда нет определенности в том, будут ли сохраняться рабочие места, люди не принимают решения о покупке машины, - сказал он Gudok.ru. – Вопрос не в том, какие автомобили находятся на рынке, какие марки присутствуют. Вопрос чисто политический: если государство объявит четкую программу выхода из кризиса, то это стимулирует рынок. Программа готовится и появится она только в 2017 году. Но это очень поздно», - подчеркнул Петренко.

Николай Логинов, Gudok.ru

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →