Новости дня

Рынок продаж легких коммерческих автомобилей растет на стремлении перевозчиков к экономии

Машиностроение | Среда | 27.04.2016 | 20:05
Ряд экспертов не исключают, что с сегмента LCV может начаться стабилизация всего авторынка, но его игроки пока не видят конца кризиса
Ряд экспертов не исключают, что с сегмента LCV может начаться стабилизация всего авторынка, но его игроки пока не видят конца кризиса | Машиностроение
Андрей Холмов/ТАСС
Российский рынок легких коммерческих автомобилей полной массой до 5 тонн (LCV - Light Commercial Vehicle) вырос в феврале и марте на фоне падения продаж всех остальных типов машин – как легковых, так и грузовых. Опрошенные Gudok.ru эксперты разделились во мнениях, можно ли этот сегмент считать «маркером» рынка и экономики в целом.

Наконец-то в плюсе

В марте 2016 года, по данным аналитического агентства «Автостат», продано 7 тыс. 18 легких коммерческих автомобилей, что на 3,7% больше, чем годом ранее. На учет в ГИБДД поставлено 6 тыс. 497 шт., сообщило агентство «Автостат-Инфо», что на 0,1% больше, чем годом ранее. По данным продаж за первый квартал рынок новых LCV в России составил 17,5 тыс. штук – на 12,1% ниже, чем за тот же период 2015 года.

И все же в последние два месяца продажи LCV постепенно увеличивались: в феврале было продано на 32% больше машин, чем в январе (поставлено на учет на 28% больше), в марте по сравнению с февралем продажи выросли на 19% (на учет поставлено на 18% больше LCV).

Эксперт-аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Алексей Калачев полагает, что в данном случае происходит перераспределение рынка автомобильной техники, предназначенной для перевозки грузов. «Сектор LCV обгоняет сектор грузовых автомобилей как в абсолютных, так и в относительных цифрах». Он напомнил, со ссылкой на данные «Автостата», что по итогам 2015 года объем рынка новых грузовых автомобилей составил 51,2 тыс. шт., что на 41,9% меньше, чем за 2014 год, а новых легких коммерческих автомобилей было реализовано 92,4 тыс. шт. или на 34,3% меньше по сравнению с 2014 годом.

В первом квартале, особенно ближе к его завершению, ситуация на авторынке начала стабилизироваться, снижение замедляться, а в некоторых секторах даже наметился рост, отмечает эксперт. Например, если сравнить продажи новых грузовиков за первый квартал 2016 и 2015 годов, то они упали на 23,7%, но уже в марте падение сократилось до 1,3% в сравнении с аналогичным прошлогодним показателем. Похожее перераспределение происходит и между секторами новых и подержанных легковых автомобилей, отметил Калачев.

Эти тенденции, по его мнению, свидетельствуют о двух процессах в российской экономике. С одной стороны, видно, как по мере стабилизации курса рубля и цен на сырьевые товары замедляется спад и обозначилось восстановление спроса на рынке автомобильной техники. С другой стороны, происходит адаптация к новым макроэкономическим условиям, проявляющая себя в экономии средств, предназначенных на покупку автотранспорта.
Эксперт заметил у покупателей стремление отказаться от покупки более дорогой или новой техники в пользу более дешевой или подержанной, и более того, желание отказаться от обновления техники в пользу продления эксплуатации имеющейся с долгим сроком службы. Эту тенденцию Gudok.ru подтвердил начальник отдела логистических операций логистической компании DPD в России Дмитрий Воеводин.

Макроэкономика ни при чем

Между тем, другие опрошенные Gudok.ru эксперты пока не видят в двухмесячном подъеме продаж LCV объективных признаков прекращения затяжного спада на авторынке и принципиальных сдвигов в экономике. По их мнению, окончательно говорить о стабилизации и подъеме, как о закрепившейся тенденции, можно будет лишь спустя несколько месяцев устойчивой тенденции.

Аналитик инвестиционной компании «ВТБ-капитал» Владимир Беспалов считает, что о переломе тренда можно будет говорить лишь по итогам шести месяцев. При этом, по его мнению, нельзя рассматривать рынок LCV маркером макроэкономической ситуации в стране - нужно смотреть на все сегменты автопрома.

С этим мнением согласен ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов: «Когда в экономике начнутся позитивные изменения, то все сегменты рынка это почувствуют». Тем не менее, нынешний подъем в сегменте LCV, как он предполагает, вполне может быть связан с тем, что «люди почувствовали укрепление рубля».

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков уверен, что индикатором роста макроэкономики может служить рынок легковых машин, а не LCV, так как он более объемный и лучше отражает материальное положение граждан. Но пока, по его словам, «конца кризиса не видно». «Мы видим не подъем с колен, а то, что колени ушли в землю», - сказал глава РОАД.

В то же время, Алексей Калачев из «ФИНАМ» указывает, что рынок LCV значительно шире рынка многотонных грузовиков: он охватывает более мобильные сектора предпринимательской деятельности, включая средние и мелкие компании и даже индивидуальных предпринимателей, которые более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации.

Реклама – двигатель торговли


Владимир Моженков из РОАД отмечает, что существенный вклад в рост сегмента LCV дала продукция «Группы ГАЗ». «Возможно это связано с агрессивной рекламной компанией и с новыми продуктами линейки "ГАЗель Next"», - предположил он. Моженков считает, что покупатели предпочитают дешевые “Газели” дорогим иностранным маркам. В первом квартале продано 2 тыс. 995 машин модели "ГАЗель Next" (годом ранее - 2 тыс. 208 штук, рост 36%), сообщил «Автостат».

Начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин рассказал Gudok.ru, что его компания все больше смотрит на российские модели, в частности, на "ГАЗель Nex"t и Lada Largus. 
 
Сегмент отечественных LCV с апреля должен получить мощный маркетинговый толчок за счет начала продаж цельнометаллического фургона Gazelle Next объемом 13,5 кубов и его грузопассажирской 7-местной версии COMBI объемом 9,5 кубов, поддержал мысль Моженкова эксперт «Автостат-Инфо» Александр Климнов. Машина предлагается по цене от 980 тыс. руб. до 1,31 млн руб., что на 20-35% дешевле импортных аналогов. «Новинка кардинально изменит отечественный рынок LCV, так что иномаркам придется еще подвинуться, и вот именно такое движение можно назвать подлинным импортозамещением», - заявил Gudok.ru эксперт.

Представитель конкурирующего с «Группой ГАЗ» бренда Volkswagen, глава направления «Коммерческие автомобили» Михаил Семенихин считает, что преждевременно говорить об оздоровлении рынка LCV в целом: по итогам первого квартала рынок LCV (полной массой до 6 тонн, включая пикапы) показал падение на 6%. При этом рынок локально производимых LCV вырос на 13%, а рынок импортируемых машин - сократился на 39%.

Семенихин отмечает, что производимые в России LCV используют «допинг» из госбюджетов в виде дотационных программ, что стимулирует искусственный спрос. Вместе с тем, рынок импортируемых машин преференции и льготы не получает, он вынужден самостоятельно стимулировать спрос. Эксперт делает вывод, что некоторое оживление в первом квартале имеет не столько рыночную природу, сколько является «синтетической производной от дотаций». «Когда макроэкономические изменения в стране действительно наступят, то у государства отпадет необходимость стимулировать сбыт LCV. До восстановления естественного рыночного спроса и возобновления действия чисто рыночных механизмов еще очень далеко», - считает он.

В погоне за «последней милей»


Владимир Моженков из РОАД объясняет изменившийся спрос в том числе и тем, что часть потенциальных покупателей среднетоннажных грузовиков решили выбрать LCV из-за введения сборов за проезд по федеральным трассам. «После того как по дальнобойщикам ударили программой “Платон”, некоторые из них пересаживаются на более легкие коммерческие машины в надежде прокормить семью», - полагает эксперт.

Алексей Калачев из «ФИНАМ» согласен, что из-за «Платона» мелкие грузовые перевозчики могли начать переориентироваться с более тяжелой на более легкую технику. При этом Калачев напоминает, что в перспективе для грузовиков может быть введена плата за проезд по региональным дорогам, что дополнительно «подстегнет» рынок LCV.

Однако, по его словам, есть и дополнительные драйверы роста востребованности перевозок на LCV: ограничение на въезд тяжелых грузовиков в мегаполисы заставляет перевозчиков обзаводиться менее габаритной и менее тяжелой техникой.

Коммерческий директор группы компаний «АвтоТрекер», работающей на рынке мониторинга перевозок, Дмитрий Кротов подтвердил, что грузоперевозчики сталкиваются с затруднениями в доставке продукции в города, в которых ограничен проезд большегрузного транспорта, но при этом назвал еще несколько факторов, способствующих росту продаж LCV. Из-за кризиса уменьшился средний объем партии грузов для перевозки, так как предприятия сокращают складские запасы, предпочитая приобретать сырье и материалы «по потребности». Кроме того, содержание большегрузного транспорта стало более затратно само по себе: и из-за необходимости приобретения новых обязательных бортовых устройств - тахографа, навигатора, трекера.

«Рост рынка легких коммерческих автомобилей связан в большей степени с серьезным ростом рынка E-commerce, где при осуществлении доставки до дверей, так называемой «последней мили», не обойтись без малотоннажных машин", - поддерживает мнение Кротова начальник отдела мультимодальных перевозок «Карго Экспресс», член альянса ACEX Алексей Липатов. Также он считает, что на рост продаж LCV влияют ограничения на движение большегрузных машин по Москве и введение ограничений по нагрузке на ось на магистралях России во время просушки дорог весной.

Кроме изменений логистики, на «последней миле» на продажи легкого коммерческого транспорта оказала также влияние государственная программа льготного лизинга (действует в 2015 и 2016 гг.), которая стимулирует лизинг LCV отечественной сборки за счет 10%-ных скидок для лизингополучателей, пояснила Gudok.ru директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании Carcade Юлия Тарасова.

Курс на выживание

Александр Климнов из «Автостат-Инфо» предполагает, что на изменение спроса в сторону увеличения в дальнейшем повлияют другие факторы. Один из них - дефицит водителей с правами категории С для управления грузовиком. Из-за этого многим автотранспортным предприятиям приходится использовать автомобили категории LCV массой до 3,5 тонн с допуском водителей с правами категории B, позволяющим управлять только легковыми машинами.

Кроме того, для рынка LCV имеет значение госпрограмма обновления парка машин "Скорой помощи", напомнил Климнов. Для замены 20% парка региональным бюджетам в 2016 году выделено из Резервного фонда 3,5 млрд руб. Программа может быть интересна УАЗу и «Группе ГАЗ», считает эксперт. В декабре 2015 года «Группа ГАЗ» на выставке «Здравоохранение-2015» в Москве представила две модификации цельнометаллического фургона Gazelle Next - автомобиль скорой медпомощи класса B и автобус для перевозки людей с ограниченными возможностями.
В долгосрочной перспективе этими драйверами рынок LСV не ограничится, говорит Климнов. По его словам, имеется многомиллионный отложенный спрос. «Из 3,4-миллионного парка LCV в стране - 1,9 млн единиц старше 10 лет, а машин младше 5 лет - менее полумиллиона», - констатирует эксперт.

Однако директор направления по работе с партнерами в России и странах СНГ аналитического агентства GfK Тимур Самерханов объяснил Gudok.ru рост спроса на LCV исключительно «попыткой выжить» мелких грузоперевозчиков. Он отмечает, что рынок крупной грузовой техники в первом квартале 2016 года снизился на 23,7% (данные “Автостата”), чему способствовало снижение спроса на грузоперевозки из-за санкций, ослабление рубля, удорожание перевозок из-за системы «Платон» и увеличение акцизов на топливо. Поэтому рост сегмента LCV, по мнению Самерханова, не сигнализирует об улучшении ситуации в экономике, а отображает перетекание спроса из сегмента крупной грузовой техники в сегмент легких машин. «Это скорее необходимость выжить в бизнесе грузоперевозок, перепрофилировавшись на более мелкие партии и локальные перевозки, а не новая модель роста в логистическом бизнесе», - полагает он. Негативно на рынок тяжелых грузовиков повлиял и тренд на укрупнение ритейла – индивидуальные предприниматели имеют все меньше возможности работать с точками продаж из-за сокращения их количества, а крупные сети формата гипермаркетов имеют собственный парк грузовых машин или пользуются услугами крупных игроков.

Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица