Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Дилеры рассчитывают увеличить продажи подержанных авто в 4 раза за счет национальной базы данных

Машиностроение | Вторник | 12.04.2016 | 20:50
Новый сервис, аккумулирующий информацию по машинам с пробегом,  позволит упростить и ускорить сделки
Новый сервис, аккумулирующий информацию по машинам с пробегом,  позволит упростить и ускорить сделки | Машиностроение
Сергей Зоничев/Gudok.ru
В августе в России заработает интернет-сервис по проверке данных подержанных автомобилей. За счет его создания ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) рассчитывает увеличить долю на рынке продаж бывших в употреблении машин с 8 до 30%. С вводом в эксплуатацию сервиса снизятся цены на услуги юридической проверки машин и оценки их стоимости.

Презентация проекта «Национальная база автомобилей с пробегом» прошла 12 апреля в рамках конвенции российских автодилеров в «Экспоцентре». Работа над проектом началась полтора года назад. Партнером проекта была выбрана группа компаний "КарОператор". РОАД оставляет за собой функцию взаимодействия с госорганами, производителями и дилерами, пояснил вице-президент РОАД Олег Мосеев.

«Цель проекта, - сказал Мосеев, - создать условия для развития цивилизованного рынка, чтобы забрать часть сделок по автомобилям с пробегом из серой зоны. Автодилеры фиксируют спад продаж новых машин с марта 2013 года. Это привело их к решению скорректировать бизнес-модель и выйти на рынок подержанных машин. Вице-президент РОАД Алексей Подщеколдин считает продажу машин с пробегом самым перспективным направлением на 2016 год. Этот сегмент, по его мнению, вырастет в 3-4 раза. Продажи подержанных машин обеспечивают больше маржи по сравнению с новыми, более высокую оборачиваемость склада. Кроме того, в случае с подержанными машинами нет необходимости содержать тестовый парк.

В кризис люди больше покупают подержанных машин и меньше новых, подтвердил президент РОАД Владимир Моженков. По данным агентства «Автостат», в 2015 году дилеры продали 4,9 млн машин или 8% от рынка бывших в употреблении машин. «У нас огромный потенциал роста», - сказал Моженков коллегам на конвенции. Если бы в России дилеры продали 30% подержанных машин, как в Европе, то это бы дало прирост в 1,08 млн машин или по 350 единиц на одного дилера. «Сегмент автомобилей с пробегом очень важен для нас с точки зрения роста, выживаемости и зарабатывания денег», - отметил Мосеев.

Для решения задачи роста продаж подержанных авто дилерам нужно обеспечить чистоту сделки и минимизировать риски ответственности по закону «О защите прав потребителей». Актуальность и достоверность информации по подержанным машинам намного важнее, чем по новым», - объяснил Мосеев. «Дилер несет полную ответственность за информацию об автомобиле», - напоминает Ахмедов. В связи с этим и создается новый сервис.

«Национальная база автомобилей с пробегом» позволит проверить машину по всем составляющим ее истории - юридической чистоте, количестве владельцев, страховании, авариях, ремонтах, техническом обслуживании, установке дополнительного оборудования, пробеге. Для этого достаточно знать VIN (vehicle identification number) машины - уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 символов.

Сейчас проходит подготовительный этап создания базы данных, создается рабочая группа, решаются административные и технические вопросы. В июле начнется опытная эксплуатация. В тестировании будут участвовать 10-15 дилеров. На август запланирован запуск проекта в коммерческую эксплуатацию, сообщил председатель совета директоров «КарОператора» Оскар Ахмедов.

«КарОператор» инвестирует в разработку сервиса собственные средства. Их возврат планируется с прибыли, которую компания будет делить с РОАД. Информацию, в каких долях будет распределяться маржа, участники сделки не раскрывают.

Цена на услуги будет определена в рамках пилотного проекта, рассказал Gudok.ru Оскар Ахмедов. Сегодня, по его данным, проверка юридической чистоты для дилера обходится от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, у отдельных компаний цена достигает 15 тыс.

ГК «КарОператор» проводит проверки за 800-1200 рублей. Оскар Ахмедов предполагает, что целевая стоимость за комплексную юридическую проверку в рамках новой системы будет в размере 500-600 рублей. Плата за расчет остаточной стоимости в розницу обойдется в сумму около 50 рублей. Сейчас «КарОператор» продает по 10 тыс. расчетов остаточной стоимости в месяц, из них 2 тыс. покупают банки. Моисеев планирует, что к 2010 году сервис проведет 1,6 млн проверок и 1,5 млн расчетов остаточной стоимости автомобилей. «Мы верим в то, что это возможно, потому что в базе будет содержаться большое количество уникальной информации", - сказал он.

Авторы проекта создадут для розничных клиентов сайт и мобильное приложение, где можно воспользоваться услугами. В этом сегменте потребителей Ахмедов видит владельцев автомобилей со сроком эксплуатации до 7 лет, потому что собственники более старых машин и в России, и в мире обычно продают их напрямую другим физлицам.

Главные целевые пользователи системы - оптовики - автодилеры и агрегаторы информации, например, интернет-порталы. Агрегаторам данные будут отдаваться через API (application programming interface, интерфейс программирования приложений), сказал Ахмедов. Коммерческие условия сотрудничества пока не определены.

Банки, лизинговые и страховые компании получат данные бесплатно, если сами поделятся информацией. «Банку интересно получать достоверную информацию, например, по пробегам, по остаточной стоимости», - сказал Ахмедов. Также планируется получать данные из ГИБДД и Федеральной таможенной службы. Информацию планируется импортировать в автоматическом режиме, для чего будет организована интеграция с системами управления документооборотом.

Владельцы машин также заинтересованы в размещении информации о своем авто в системе, считает Мосеев. Он приводит в пример опыт баз данных Великобритании: «Если про машину нет информации какое-то время, то ее стоимость при перепродаже ниже».

«Мы хотим сделать рынок автомобилей с пробегом не административными мерами, заставив потребителя или дилеров что-то делать, а получить достоверную информацию об автомобиле с помощью понятного рыночного механизма и совершить сделку в прозрачных условиях», - подчеркнул Мосеев.

Создание «Национальной базы автомобилей» происходит не с нуля, а на существующей платформе, с существующими клиентами, и с существующими данными, уточнил Оскар Ахмедов. Сейчас услугами ГК «КарОператор» пользуются 1 тыс. 320 российских дилеров из 3 тыс. 900 (34%), а также 21 производитель и импортер автомобилей. При этом 500 дилеров являются пользователями программы Car Operator 2.0, которая управляет процессом продаж автомобилей с пробегом.

Этот опыт применим в двух из четырех продуктов создаваемого сервиса – «Проверка юридической чистоты автомобиля» и «Расчет остаточной стоимости автомобиля», рассказал Ахмедов. Два других продукта - расшифровка VIN-номера автомобиля и маркетинговые услуги, в том числе распечатка сертификата качества и продажа лидов - информации о потенциальных клиентах.

Кроме собственного опыта, ГК «КарОператор» использует в качестве образца зарубежные системы Kelly blue book и Carfax. В целом, на Западе аналогичные сервисы существуют уже с 1980 годов. В США цена проверки через такую систему для розничного потребителя составляет $5-10, дилер платит абонентскую плату в размере примерно $1 тыс. в месяц, рассказал Gudok.ru вице-президент РОАД, член правления дилерской группы "БЦР Моторс", владелец дилерского центра в США - Coast 2 Coast Auto Group LLC Стив Черныш. Случаев отправки недостоверных данных почти не бывает, отметил он.

Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица