Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

«Рынок лизинга все равно живой»

Машиностроение | Понедельник | 11.04.2016 | 19:48
В 2016 году в России заметно вырастет доля розничного лизингового бизнеса, а на рынке грузовых вагонов ожидается консолидация, полагает генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царёв в эксклюзивном интервью Gudok.ru.
В 2016 году в России заметно вырастет доля розничного лизингового бизнеса, а на рынке грузовых вагонов ожидается консолидация, полагает генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царёв в эксклюзивном интервью Gudok.ru. | Машиностроение
Пресс-служба АО "Сбербанк Лизинг"
- Как изменилось количество лизингодателей за последние два года?
- Количество ушедших с рынка компаний превышает количество пришедших, но не критически.

- Какие факторы являются негативными для лизинга транспорта?

- Самый важный элемент - бюджет инвестиций в основные фонды, который сокращается по мере замедления экономики. Этот элемент всегда был на первом месте. Лизинг всегда раньше других чувствует это изменение. Когда клиент не понимает, что будет завтра, он отказывается от покупки нового, потому что можно и на старой машине ездить. Поэтому падение происходит из-за того, что многие переносят свои закупки, чтобы посмотреть, насколько ситуация меняется, как она будет развиваться. В 2008 году была очень схожая ситуация, когда произошло существенное сокращение объемов нового бизнеса. В 2014 и 2015 годах мы видим пошаговое замедление. Это говорит о том, что для самой отрасли сейчас не самый хороший период. Мы ждем, когда будет пройдена точка стабилизации, после которой лизинговый рынок начнет расти. Вместе с тем сегменты малого бизнеса активно работают даже в этой ситуации. Тут я не вижу существенного падения. В крупных сделках другая картина: если три крупные компании решили что-то не покупать, это может составить существенную долю рынка. Поэтому рынок крупных сделок очень волатилен. Второй по значимости негативный фактор – снижение платежеспособности клиентов. В лизинге с этим легче - у нас есть актив, и с позиции лизинговой компании это обеспеченный вид финансирования. Ухудшение мы видим, с деньгами стало тяжелее, но это не является критичным обстоятельством.

- Каково, по Вашим оценкам, сейчас финансовое положение транспортных компаний?
- В транспорте сейчас несколько тяжелее, особенно в коммерческом. Девальвация привела к удорожанию импортных машин, но это позитивно для отечественных производителей. Вместе с тем, сейчас не самый простой рынок для сектора магистральных перевозок. Увеличиваются цены на автомобиль, на запасные части. При этом рынок не позволяет перевозчикам переложить возросшие издержки на своих клиентов.

- Как изменился портфель лизинговых компаний в 2015 году?
- Мы видим, что уже несколько лет уменьшается доля железнодорожного подвижного состава. Это связано с тем, что рынок вагонов уже несколько лет находится в непростой ситуации. Там свои причины, связанные с профицитом парка и другими проблемами. Но мы верим, что рынок грузовых вагонов будет улучшаться в течение ближайших двух-трех лет. Там будет элемент роста, но он не будет «взрывным», поскольку и так большинство вагонов уже находятся в лизинге. В целом, есть постепенное уменьшение доли грузовых вагонов в портфеле, которая «размывается» лизингом гражданских самолетов. Увеличивается доля розничного бизнеса. Тем не менее, резких существенных изменений не происходит. Это связано с тем, что лизинговые портфели долгосрочные, их ежегодная амортизация относительно невысокая. И даже на рынке вагонов происходит смена лизингодателей и лизингополучателей. Рынок все равно живой.

- Вы сказали, что за счет девальвации конкурентоспособность отечественной транспортной техники возросла. Есть ли у “Сбербанк Лизинга” планы работать в сегменте экспорта оборудования из России?
- Мы изучаем проблематику. Экспорт увеличивается, становится интересным. Но для нас это другие рынки, другие клиенты, с другими кредитными профилями. Их нужно иначе оценивать. Мы смотрим направления, где будет синергия с банком. Там, где банк представлен, рассматриваем разные варианты.

- «Сбербанк Лизинг» предложил таксистам Uber упрощенную схему приобретения машины. К вам пошли эти клиенты?
- Пошли. Но пока мы не хотели бы раскрывать данные об их количестве.

- С другими операторами будете работать?
- Будем. Мы готовим аналогичный продукт еще с одним игроком.

- Автодилеры просят у правительства дополнительные меры поддержки. Они предлагают возвращать НДС физлицам, которые взяли машину в лизинг. Вы согласны с таким предложением?
- Налоговый режим для юрлиц и для физлиц по кредитованию и по лизингу должен быть одинаков - это правильная идея. Сейчас проблема для лизинговой отрасли заключается в том, что давать лизинг физическим лицам почти невозможно, в том числе потому, что для них другой налоговый режим. Да, есть налог на добавленную стоимость. Но если при покупке машины физическое лицо не возмещает НДС, платит его только с цены приобретения, а банковские процентные платежи не облагаются налогом, то при лизинге НДС облагается всё, в том числе процентные ставки. Соответственно, лизинг становится менее экономически выгодным для клиента-физлица, хотя как продукт он может быть более доступным. Транспортное средство остается в собственности лизинговой компании, а значит, его можно сделать более доступным для конечных клиентов. Поэтому мы в целом согласны с тем, что какие-то изменения в налогообложении должны быть.

- Какова ситуация с лизингом автобусов?
- Сегодня одной из самых стабильных групп клиентов оказались муниципалитеты. Каждый год города закупают автобусную технику, и это позитивно. С нашей техникой работают муниципалитеты в более чем 20 субъектах России.

- Сколько будет продано самолетов Sukhoi Superjet 100 в ближайшие годы?
- Мы в 2015 году подписали контракт, и в этом году его реализуем - это поставка 10 самолетов “Аэрофлоту” (к 10 уже ранее поставленным самолетам). На прошлой неделе передали очередной самолет. Проект стабильно развивается, самолет хороший.

- “Сбербанк Лизинг” действительно уже продает самолет МС-21, серийный выпуск которого отечественный авиапром наладит лишь через несколько лет?
- Мы ведем переговоры. Самолет начнет серийно выпускаться в 2018 году. Нам он интересен. Проводим переговоры как с клиентами, так и с Иркутским авиазаводом. У нас с ними заключен предварительный контракт. Перспектива большая. Это самолет завтрашнего дня. По характеристикам он превосходит сегодняшних конкурентов и является альтернативой самым популярным на рынке самолетам Boeing 737 и А320.

- Как Вы охарактеризуете текущий период на рынке лизинга железнодорожной техники?
- Мне кажется, рынок должен пройти процедуру консолидации. Это не значит, что на нем будет один или два игрока, но их количество должно быть ограничено. Второй вопрос касается переизбытка парка, находящегося в эксплуатации. История либерализации рынка грузовых вагонов показывает, что дефицит вагонов и высокие ставки аренды подвижного состава – это очень плохо. Но также плохо, когда на рынке профицит и низкие ставки на вагоны, поскольку низкая доходность в долгосрочной перспективе приводит к негативным последствиям. Сегодня ставка не позволяет окупать вагоны. В результате, через 3-5 лет возникнет дефицит, и тогда любая ставка аренды станет «нормальной».

Важно найти механизмы, которые позволят поддерживать баланс внутри отрасли между производителями вагонов, операторами и грузоотправителями. Этот баланс должен стать гарантией долгосрочного развития отрасли. Тогда и банкам будет понятнее и комфортнее финансировать отрасль. Сегодня мы видим эти «качели». Не каждый рискнет финансировать такой долгосрочный объект лизинга в столь нестабильной ситуации. Даже те, кто заходят на этот рынок, закладывают в ставку все свои риски, которые ложатся сначала на оператора вагона, а потом и на грузоотправителя.

Лизинговые компании держат существенный пул сравнительно новых вагонов, потому что это долгосрочные инвестиции. Да, новых проектов нет, но и производство вагонов замедлилось. Лизингодатели тоже вовлечены в этот процесс, посмотрим, чем все закончится.

Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица