Машиностроение / 29.01.16 11:04

Автодилеры переживают перелом

В 2016 году участники рынка рассчитывают продержаться за счет продаж машин с пробегом и господдержки

В 2016 году участники рынка рассчитывают продержаться за счет продаж машин с пробегом и господдержки | Машиностроение
фото:Сергей Зоничев, Gudok.ru

Кризис на отечественном авторынке оказался слишком глубоким и его дно еще не достигнуто.
На пресс-конференции ассоциации “Российские автомобильные дилеры” лидеры рынка спрогнозировали объемы продаж и динамику цен на машины.

Президент ассоциации Владимир Моженков оценил экономические условия на рынке как “очень тяжелые” и не исключил разорения некоторых из игроков рынка. “Если 3 тыс. 800 дилерских предприятий продадут 1,2 - 1,3 млн автомобилей, то все будут работать на грани разорения, потому что на одно предприятие придется менее 300 проданных машин в год”, - подсчитал он.

Падение рынка продаж легковых и легких коммерческих автомобилей, по прогнозам ассоциации “Российские автомобильные дилеры”, составит в 2016 году 15-20%. Владимир Моженков отмечает, что точно никто не знает количества проданных в 2015 году машин. Он уточнил, что объем продаж составляет некую среднюю величину между количеством проданных автомобилей (по данным Ассоциации европейского бизнеса, это цифра составлят 1,6 млн) и количеством машин, поставленных на учет в ГИБДД (данные аналитического агентства “Автостат” - 1,4 млн автомобилей). Часть проданных машин, по его данным, была вывезена покупателями из России в Белоруссию, Казахстан, Китай, Швецию и Финляндию. При этом никто из членов ассоциации, по данным Моженкова, продажами на экспорт не занимается.

В 2015 году впервые не увеличилось, а сократилось количество дилеров: по данным “Автостата” с рынка ушли примерно 200 компаний. На рынке наступило инфраструктурное насыщение, считает вице-президент РОАД Вячеслав Жигалов. Сейчас мощности дилерских компаний позволяют продать 3 млн автомобилей в год. “Дальнейшее развитие возможно только за счет качественного изменения эффективности, - сказал он. - Мы являемся свидетелями перелома”.

Средняя рентабельность по отрасли составляет не превышает 1,5%, такую оценку Gudok.ru высказал Владимир Моженков. Прибыль дилерские центры получают за счет послепродажного обслуживания, оказания финансовых услуг, продажи автомобилей с пробегом и продажи запчастей. Продажа новых автомобилей не позволяет участникам рынка рассчитывать на прибыль. По данным вице-президента РОАД Алексея Лещенко, некоторые поставщики устанавливают дилеру маржу за продажу машины в размере 2%. Это означает, что при цене автомобиля, например, 600 тыс. руб., дилер заработает только 12 тыс. руб.

Когда автосалоны предоставляют скидки, то маржа снижается еще больше. “Сейчас, если отдел продаж работает по новым автомобилям «в ноль», - это считается успехом”, - пояснил Владимир Моженков. По его данным, в Европе такая рентабельность установилась уже давно, но там у дилерских компаний гораздо меньше налоговая нагрузка.

До кризиса дилерские центры получали основную долю прибыли за счет продаж новых машин. Например, «Ауди Центр Таганка», генеральным директором которого в 2012 году был Моженков, получал 70% прибыли по этому направлению. “Сейчас нам это только снится”, - посетовал он.

Спад продаж автомобилей начался в марте 2013 года. За это время, говорит Моженков, многие дилеры сумели подстроиться под новые условия. Закрытие значительной части дилерских центров связано с недальновидной политикой дистрибьюторов, которые иногда согласовывают открытие новых точек продаж вблизи уже действующих.

Алексей Подщеколдин, вице-президент РОАД и председатель совета директоров брянской группы компаний “БН-Моторс”, рассказал, что дилерские центры в 2016 году поменяют бизнес-модель. Они будут больше продавать машин с пробегом, а также продавать для таких машин запчасти, страховку и кредит, проводить техническое обслуживание. Продажу машин с пробегом он назвал самым перспективным направлением на 2016 год. Этот сегмент вырастет в 3-4 раза. Продажи подержанных машин обеспечивают больше маржи, по сравнению с новыми, более высокую оборачиваемость склада и в случае с подержанными машинами нет необходимости содержать тестовый парк. Другими точками роста отрасли Подщеколдин считает “непрофильные проекты” - оказание услуг аренды машин, продажу сервисных контрактов и услуг автошкол.

Сейчас на продажу новых авто в прибыли “БН-Моторс” приходится доля в размере 16%. При этом средняя маржа с новых машин составляет 27 тыс. рублей, с машин с пробегом - 31 тыс.

Основная доля прибыли дилеров - 65-80% - получается за счет послепродажного обслуживания, привел данные Моженков, приводя обобщенные данные по рынку в бюджетном сегменте машин.

Доля продаж подержанных машин через дилерские центры составляет 10% от их суммарных продаж, оцениваемых в 4,7 млн единиц, сказал Моженков. В мире эта доля составляет 30-40%.

Члены совета РОАД отметили, что на рынок благоприятно влияет решение Правительства РФ о финансовой помощи автомобильной промышленности. В 2015 году она составила 43,3 млрд рублей, а на первое полугодие 2016 года запланировано 50 млрд. В целом по итогам 2015 года каждый третий автомобиль был продан благодаря субсидии государства. Особо эффективными инструментом господдержки стало разрешение на продажи физическим лицам машин в лизинг.

При этом дилеры просят у Правительства дополнительных мер поддержки. Они предлагают возвращать налог на добавленную стоимость физлицам, которые взяли машину в лизинг. По мнению Моженкова, это позволит увеличить продажи в лизинг «в десятки раз». Кроме того, РОАД снова предлагает разрешить использование материнского капитала на покупку автомобиля. Впервые эта идея была высказана год назад, но социальный блок Правительства на нее не отреагировал, сказал Моженков.

Дилеры подсказывают государству и источник средств – банки. На собственные средства дилеры могут только выживать, а развитие может происходить только на привлеченные, говорят они. Сейчас, как известно Моженкову, в банках много ликвидности. “Мы надеемся, что этими деньгами они поделятся с бизнесом, - сказал он. - Хотя бы ставочки немножко понизили”.

От производителей РОАД в очередной раз попросил разрешить использовать при не гарантийном ремонте не брендовые детали и расходные материалы, а также выплачивать компенсацию вложений при уходе зарубежных производителей с национального рынка.

Николай Логинов, Gudok.ru

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →