Машиностроение / 16.12.15 21:10

Кредиторы не будут банкротить "Балтзавод"

Суд по делу о преднамеренном банкротстве верфи продолжается

Суд по делу о преднамеренном банкротстве верфи продолжается | Машиностроение
фото:пресс-служба ООО Балтийский завод - Судостроение

"Балтийский завод" получил шанс выйти из-под процедуры банкротства, которая длилась 4 года. Кредиторы заключили мировое соглашение с предприятием. В январе 2016 года документ должен утвердить Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Тем временем, Василеостровский районный суд продолжает рассматривать дело о преднамеренном банкротстве предприятия.

Решение о заключении мирового соглашения между кредиторами и предприятием было принято 15 декабря на собрании кредиторов, сообщила пресс-служба ООО “Балтийский завод - Судостроение”, которое является правоприемником ОАО "Балтийский завод" с 2011 года.

Завод и государственная “Объединенная судостроительная корпорация” (ОСК), в которую он входит, не разглашают список кредиторов и сумму долга. По состоянию на 2012 год в реестр требований кредиторов ОАО "Балтийский завод" было включено 30 требований на общую сумму 6 млрд 577 млн рублей. В 2010 году в отношении ОАО "Балтийский завод" рассматривалось более 60 исков о взыскании задолженности на общую сумму 15 млрд рублей.

«Решение о завершении процедуры банкротства и заключении мирового соглашения – крайне важный прецедент, который позволит сохранить “Балтийский завод” в собственности Российской Федерации и в имущественном периметре “Объединенной судостроительной корпорации”, – отметил президент ОСК Алексей Рахманов. – Это решение будет способствовать повышению прозрачности корпоративного управления предприятием, улучшению экономики исполнения стратегически важных заказов, таких как строительство серии атомных ледоколов проекта 22220».

Еще до заключения мирового соглашения ООО «Балтийский завод – Судостроение» смог получить доступ к новым заемным средствам. Банк «Санкт-Петербург» в рамках сотрудничества с предприятиями ОСК установил заводу лимит кредитования на общую сумму 2,5 млрд руб. сроком до декабря 2017 года. Деньги могут быть направлены на финансирование общезаводских расходов, а также затрат по выполнению работ, заказчиком которых выступает ОАО «Концерн «Росэнергоатом». В ноябре и декабре банк уже выдал заводу более 600 млн рублей, сообщила пресс-служба кредитной организации.

Сейчас общий портфель заказов завода оценивается в 150 млрд руб. Предприятие является единственным строителем российского атомного ледокольного флота. На нем ведется строительство самого большого в мире дизель-электрического ледокола проекта 22600 «Виктор Черномырдин». Завод также строит самый большой и мощный в мире атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 мощностью 60 МВт. В 2014 году завод получил госзаказ на строительство двух серийных ледоколов проекта 22220.

Для «Росэнергоатома» также на «Балтзаводе» достраивается первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». В декабре с филиалом атомного концерна - «Дирекцией по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» - был подписан откорректированный график его строительства. В новом графике срок готовности плавучего энергетического блока (ПЭБ) к транспортировке на место базирования определен в ноябре 2017 года. Дополнительные месяцы строительства позволят провести все запланированные и непредвиденные работы. В настоящее время на плавучем энергоблоке проводятся пуско-наладочные работы механизмов и основного оборудования. На месте базирования ПЭБ в Певеке на Чукотке развернуты работы по строительству инфраструктуры для ПАТЭС. Ввод ПАТЭС в эксплуатацию запланирован на 2019 год.

В 2013 году во время процедуры банкротства «Росэнергоатом» был одним из кредиторов завода и добивался в арбитражном суде включения себя в реестр требований кредиторов с суммой долга в размере 13,47 млрд руб., но позже отказался от требования. На тот момент по соглашению верфь должна была сдать ПАТЭС 9 сентября 2016 года.

Денежные проблемы у "Балтийского завода" начались в 2006-2007 годах, когда прекратилось финансирование строительства государственного судостроительного заказа – атомного ледокола «50 лет Победы». Достройку атомохода предприятие осуществляло за счет собственных оборотных средств и кредитных ресурсов. По итогам 2007 года был зафиксирован убыток в размере 540 тыс. рублей.

В 2010 году из-за политики своего основного владельца - “Межпромбанка” и «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК) Сергея Пугачева – завод начал испытывать финансовые проблемы. В июне того же года ОПК обратилась к «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) с предложением о передаче ей всех своих судостроительных активов для расчетов по кредитам банка. “Межпромбанк” планировал получить за эти активы 90 млрд рублей, тогда как ОСК готова была заплатить не более 25 млрд. Сделка не состоялась и “Межпромбанк” при реструктуризации долгов по кредиту на 32 млрд рублей передал Центральному банку РФ акции «Балтзавода», «Северной верфи» и ЦКБ «Айсберг», которые входили в ОПК. Осенью 2010 года “Межпромбанк”, который еще в середине года входил в топ-30 крупнейших российских банков, был признан банкротом. Вслед за этим ЦБ передал акции “Балтийского завода” и "Северной верфи" в доверительное управление ОСК.

В октябре 2010 года тогдашний глава ОСК Роман Троценко сообщал, что задолженность предприятия перед банками-кредиторами достигала 5 млрд рублей, по зарплате - 100 млн, за поставленное топливо - 300 млн. Долг перед поставщиками оборудования для строящейся ПАТЭС составлял 1,7 млрд. Для оздоровления завода ОСК начала передавать ему заказы и направила на подмогу специалистов финансово-экономического и юридического направлений.

Тем не менее, в 2011 году завод снова оказался в тяжелом финансовом положении. У него не было новых заказов. Единственный заказ - ПАТЭС - финансировался с перебоями. Рабочим нечем было платить зарплату и они готовились к забастовке. Осенью в ситуацию вмешались федеральные власти. На завод приехал вице-премьер Дмитрий Козак. После его визита долги по зарплате были погашены, а возглавил предприятие менеджер ОСК - Валерий Венков, сменивший на этом посту Андрея Фомичева, руководившего заводом с 2008 года.

Проведя ревизию, менеджеры госкорпорации обнаружили, что ценное имущество с предприятия выведено прежними собственниками в специально созданные подставные фирмы, у которых верфь арендует станки, оборудование и помещения. На балансе верфи аккумулировались только долги. Их сумма к концу 2011 года достигла 15 млрд рублей, сообщал тогда Козак.

2 декабря премьер-министр Владимир Путин предложил банкротить ОАО "Балтийский завод". В рамках ОСК был создан ООО «Балтийский завод – Судостроение». Новому юрлицу передали судостроительные и машиностроительные мощности “Балтийского завода” и обязательства по выполнению контрактов, в том числе договоров с рабочими.

16 января 2012 года по заявлению ООО «Барс-Гидравлик Групп» определением Арбитражного суда была введена процедура наблюдения на “Балтийском заводе”. Он был должен истцу 3,7 млн рублей. В марте в суде рассматривалось уже более 60 исков о взыскании задолженностей от поставщиков, партнеров и банков на 15 млрд рублей.

В октябре 2012 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, комментируя ситуацию на заводе, сказал, что она “была долгое время очень тяжёлой из-за мошеннической позиции, которую занимали прежние руководители и собственники”. На тот момент в число наиболее крупных кредиторов ОАО «Балтийский завод» входили Ханты-Мансийский банк (2,67 млрд руб.), шведская компания Stena RoRo (1,2 млрд руб.), Сбербанк (853 млн руб.), ФГУП «Росморпорт» (411 млн руб.) и банк ВТБ (211 млн руб.).

14 ноября Арбитражный суд ввел в отношении ОАО «Балтийский завод» процедуру внешнего управления сроком на 18 месяцев.

В марте 2013 года полиция возбудила уголовное дело по преднамеренному банкротству ОАО «Балтийский завод». Поводом к возбуждению уголовного дела стало обращение в правоохранительные органы Петербурга конкурсного управляющего "Балтийского завода". Изучив материалы, следственный отдел УМВД России по Центральному району возбудил уголовное дело по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Обвинение было предъявлено экс-главе предприятия Андрею Фомичеву, который оставил свой пост в октябре 2011 года.

По версии следствия, "Балтийский завод" заключил контракт с концерном «Росатом» на строительство ПАТЭС, перечислив корабелам авансом 2 млрд руб. Затем Фомичев принял решение о перечислении 1,6 млрд руб. на депозит в «Межпромбанке», входившем в ОПК Сергея Пугачева. По условиям контракта с банком судостроители могли отозвать свои средства до окончания срока договора, который истекал в феврале 2010 года. Однако даже после окончания срока депозита деньги Андреем Фомичевым не были востребованы из банка, тогда как завод был вынужден привлекать средства в других банках. Следствие пришло к выводу, что действия руководителя "Балтийского завода" привели «к вероятности полной утраты возможности возврата денежных средств после отзыва у банка лицензии», а самому предприятию был причинен ущерб в размере 5,5 млрд руб., сообщил “Коммерсантъ”. Сейчас дело рассматривается в Василеостровском райсуде и на 24 декабря назначено очередное заседание.

Николай Логинов, Gudok.ru

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →