Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Дальневосточные рыболовы меняют бизнес-модель с учетом "квоты под киль"

Машиностроение | Четверг | 12.11.2015 | 14:18
Новый инструмент, предложенный государством для стимулирования инвестиций в строительство флота, поможет не всем компаниям
Новый инструмент, предложенный государством для стимулирования инвестиций в строительство флота, поможет не всем компаниям | Машиностроение
Юрий Смитюк/ТАСС
В соответствие с поручением главы государства до 15 февраля 2016 года в закон «О рыболовстве» необходимо внести поправки, направленные на стимулирование строительства рыбопромыслового флота и объектов переработки водных биологических ресурсов в России.

В министерстве по развитию Дальнего Востока корреспонденту Gudok.ru пояснили, что речь идет о так называемых "квотах под киль" и «квотах под переработку», то есть о выделении до 20% квот добычи рыболовных компаний на закупку новых рыбопромысловых судов, построенных на отечественных верфях, а также на строительство объектов переработки водных биоресурсов. Доклад о порядке распределения инвестиционных квот должен быть представлен до 15 декабря.

Росрыболовство разработало соответствующие законопроекты, изменяющие действующий ныне "исторический принцип" распределения квот, который рассчитывается из объемов фактического улова рыбодобывающих предприятий за прошедшие 4 года. Принцип квоты в обмен на инвестиции предложило Минвостокразвития (предприятия, базирующиеся на Дальнем Востоке на 82% формирует ресурсную базу российского рыболовства) в апреле 2015 года на совещании у вице-премьера РФ - полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева. Юрий Трутнев также поддержал "квоты под киль». Затем вопрос рассматривался на заседании Госсовета, которое 19 октября провел глава России Владимир Путин.

На заседании Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, президент России Владимир Путин поддержал идею введения квот господдержки. "Мы просто обязаны сами строить свои современные, высокотехнологичные траулеры. Ряд крупных рыбопромышленных компаний уже выразили готовность подключиться к решению этой задачи. Российские верфи ждут заказов от рыбаков", — заявил президент Владимир Путин во вступительном слове на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

Целесообразность "квоты под киль" в министерстве по развитию Дальнего Востока объясняют тем, что промысловый флот стареет, и чем он старше, тем выше затраты на его содержание. Наступает момент, когда судовладелец понимает, что судно лучше списать, чем дальше вкладывать в него средства. За последние десять лет, по данным департамента рыбного хозяйства и водных ресурсов Приморья, количество рыболовецкого флота в регионе снизилось почти на треть.

«Политика опережающего развития Дальнего Востока, определенная президентом страны как приоритет на весь 21 век, предусматривает, в том числе, и эффективное использование биоресурсов, их конвертацию в инвестиции и добавленную стоимость на территории России и, конечно, доходы государства», - заявил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

«Мы провели мониторинг, с 2004 по 2014 год у нас получается средний возраст крупнотоннажных судов 31 год, среднетоннажных – 29 лет. Это критические показатели», - констатирует директор департамента рыбного хозяйства и водных ресурсов Приморского края Александр Передня. К примеру, «Находкинская база активного морского рыболовства» за последнее время сократила свой флот на пять крупнотоннажников. Списание сказывается на возможностях промысловиков. Из-за нехватки флота приморские предприятия в прошлом году недоосвоили выделенные лимиты по сельди.

Отказаться от инвестиций в средства добычи и сопутствующую инфраструктуру рыбаки не могут. В Хабаровском крае только в прошлом году инвестиции в рыбную отрасль превысили 510 млн руб. По словам председателя комитета рыбного хозяйства краевого министерства природных ресурсов Сергея Рябченко, порядка 40% средств пошла на модернизацию флота. «Обновление идет через покупку б/у судов, в частности, в Китае, Южной Корее, и модернизацию существующих. Это установка современных линий по переработке рыбы, энергосберегающих дизелей (сегодня топливная составляющая в структуре себестоимости продукции, выпускаемой на судах, от 30% до 40%), машинных отделений, трюмов. За счет этих работ продлевается эксплуатация флота, частично ликвидируется технологическая отсталость», - пояснил Сергей Рябченко.

Сегодня есть лишь еденичные заказы на строительство новых траулеров. Как правило, заказчиками выступают крупные компании, например «Преображенская база тралового флота», чей ежегодный вылов доходит до 180 тыс. тонн.

Но дело не только в высокой цене специализированных судов (строительство крупнотоннажного траулера оценивается не менее $80 млн.) «Можно часто слышать критику, что рыбаки не строят флот. Но вопрос – где? У нас в стране сегодня нет площадок для постройки океанических крупнотоннажных судов, водоизмещением 4,5-5 тыс. тонн и более, аналогично БАТМ (большой автономный морозильный траулер – Ред.) типа «Пулковский меридиан», который выпускался в советские времена (всего было построено более 110 кораблей этого проекта – Ред.) Тем более вся начинка - от траловых комплексов, технологического оборудования, рыбопоисковой и радиолокационной аппаратуры – импортной комплектации», - объясняет Сергей Рябченко.

По мнению эксперта, строительство новых кораблей можно дополнительно стимулировать при помощи государственного финансового лизинга.

Ситуация усугубилась в связи с обострением политических и экономических отношений с Украиной. На заказах рыбопромышленников специализировался «Черноморский судостроительный завод» в Николаеве. К примеру, за последние годы он построил два судна для «Преображенской базы тралового флота». Конечно, судостроение для рыбной отрасли развито в других странах - Хорватии, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии, но строить там флот из-за падения валютного курса рубля многим промысловиками вряд ли под силу. Тем не менее правительство РФ должно определить допустимую степень локализации производства судов с учетом возможностей отечественных судостроителей.

На Камчатке к инициативе Минвостокразвития относятся настороженно. Там считают, что идея «квот под киль» предполагает выведение из оборота наиболее ликвидных квот, в частности, на охотоморский минтай. По мнению рыбаков, это приведет к тому, что ресурсов лишатся эффективно работающие на рынке компании, имеющие собственные базу, флот, а новые суда так и не будут построены, поскольку отечественные верфи пока не готовы принимать заказы на постройку конкурентного флота.

Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) считают, что новые правила работы рыбодобывающей и рыбоперерабатывающих отраслей, одобренные президиумом Госсовета, окажут негативное влияние на развитие бизнеса.

«Крупные компании, которые имею 10-20 судов, переживут изъятие 20% квот - спишут пару судов и распределят квоты между остальными судами, чтобы эффективно использовать имеющийся флот. Для мелких компаний, это будет критично. С точки зрения вылова, ничего страшного перераспределение квот не принесет несет. Но с точки зрения социалки, будет большая проблема, если множество мелких предприятий разорится. У них нет шансов построить новые суда, чтобы сохранить свои 20% - нет финансовых возможностей. Это приведет к тому, что большие компании просто укрупнятся, а мелкие – исчезнут», — предупредил президент ассоциации Александр Фомин. По его словам, в структуре рынка, где "грубо говоря, 50 компаний обеспечивают 70% улова, а 750 компаний — лишь 30%", самая многочисленная группа рыбаков с небольшими квотами окажется под угрозой банкротства из-за сокращения квот и невозможности инвестировать в строительство крупных траулеров.

В Союзе рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки проинформировали, что не менее 30 компаний отправили отрицательную оценку этого законопроекта.
«Таким образом флот не построится, - считает гендиректор ЗАО «ЯМСы» Михаил Галахин. - Если бы предоставили кредит под 2-3%, думаю, что любая более ли менее солидная компания смогла бы в этом плане что-то сделать».

«Мы изначально в прибрежной зоне ловим рыбу маленькими судами, типа МРС (малый рыболовецкий сейнер – Ред.) Нам строить, например, не надо. Мы покупаем МРС, ставим его на ремонт с октября по май, меняем ему полностью корпус, двигатели, радиооборудование, полностью делаем новый пароход, вкладывая в него 20 млн руб. Металл российский, сварщики наши, оборудование отечественное. На заводе же строят новое судно полтора года. И за новый МРС надо заплатить 250 млн руб.», - рассказал гендиректор ООО «Рыболовецкая артель “Народы Севера”» Григорий Полукаров.

«У нас во Владивостоке есть предприятие, которое может строить, по крайней мере среднотоннажные суда. Это «Восточная верфь». Но опять же возникает вопрос цены», - говорит Александр Передня. По его словам, рыбаков существующая стоимость не мотивирует к строительству нового флота. «Тем не менее ситуацию все равно надо менять», - рассуждает он.

По оценке Минпромторга потенциал отечественного рыболовного судостроения составляет 6 крупнотоннажных траулеров в год. Владелец самой крупной квоты на вылов минтая — 14,7 % от общероссийской квоты — ООО "Русская Рыбопромышленная Компания" (РПК) уже подписала меморандум о намерении построить на верфях Объединенной судостроительной корпорации  нескольких крупнотоннажных траулеров. Условием начала работ было одобрение «квот под киль» на заседании Госсовета.

Павел Усов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица