Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Госсовет РФ планирует поддержать отечественное судостроение за счет рыбаков

Машиностроение | Воскресенье | 18.10.2015 | 09:36
"Квоты под киль" достанутся только крупным игрокам, а остальные рыбаки потеряют долю рынка, опасаются эксперты
"Квоты под киль" достанутся только крупным игрокам, а остальные рыбаки потеряют долю рынка, опасаются эксперты | Машиностроение
Mercator Media
В понедельник 19 октября президиум Госсовета по вопросам развития рыбного комплекса определит долгосрочные правила работы рыбодобывающей промышленности в России. Один из ключевых пунктов повестки дня заседания — выработка механизма стимулирования строительства отечественного рыбопромышленного флота. Государство может выделить до 20% дополнительных квот на вылов морских биоресурсов тем предприятиям, которые будут заказывать новые рыболовные траулеры на российских верфях, об этом говорится в проекте поручений президента РФ, подготовленного рабочей группой по подготовке заседания Госсовета (копия документа есть в распоряжении Gudok.ru). 

Кроме того, правительству может быть поручено увеличить срок закрепления за каждым предприятием соответствующей квоты с нынешних 10 лет до 15 лет, что должно увеличить инвестиционные возможности рыбодобывающих компаний. Росрыболовство уже разработало соответствующие законопроекты, изменяющие действующий ныне "исторический принцип" распределения квот, который рассчитывается из объемов фактического улова рыбодобывающих предприятий за прошедшие 4 года.

В проекте основного доклада президенту РФ Владимиру Путину на Госсовете (копия с изменениями по состоянию на 15.10.2015 есть в распоряжении Gudok.ru) указывается, что большая часть российского рыбопромыслового флота значительно изношена: средний нормативный срок эксплуатации судов приближается к 30 годам, доля новых судов составила 12%, из них российской постройки — только 10%. Из 52 судов, построенных в России в 1995–2012 годах, 50 судов — малотоннажные, и только 2 судна — среднетоннажные (построены в 2002 и 2003 годах). "Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время крупно- и среднетоннажные рыболовные суда в России не выпускаются", — говорится в докладе.

По данным Росрыболовства, строительство нового крупнотоннажного флота потребует инвестиций $1,2 млрд — на 19 судов с годовой производительностью 40 тыс. тонн каждый. "Росрыболовство считает, что нужно начать программу судостроения. Казалось бы не наш вопрос, не наш функционал... Но в любом случае, наш конечный итог — потребитель, для которого мы должны выпускать современную продукцию", — заявил накануне на профильном круглом столе замглавы Росрыболовства Петр Савчук. 

По его словам, большинству рыбопромысловых судов "осталось работать пять, максимум десять лет", а модернизация старых траулеров и установка на них современного оборудования не поможет. "Энергетические нагрузки высокие, кабель-трассы старые, нагрузок этих не выдерживают. Мы замечаем, что стало очень много воспламенений, пожаров на флоте", — сказал он.

Замглавы Росрыболовства добавил, что лично побывал на заводах и может "ответственно заявить: наши судостроители могут строить. Причем не хуже европейского класса". По его мнению, без господдержки покупать крупнотоннажные траулеры компаниям не выгодно. "Крупнотоннажному проекту нужна государственная поддержка, так как срок окупаемости такого судна — 17–20 лет. Понятно, что только за счет государственной поддержки можно выйти на 9–10 лет окупаемости", — считает он.

Владелец самой крупной квоты на вылов минтая — 14,7 % от общероссийской квоты — ООО "Русская Рыбопромышленная Компания" (РПК), где до мая этого года работал нынешний замглавы Росрыболовства Петр Савчук, уже подписала меморандум о намерении построить на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) нескольких крупнотоннажных траулеров. Но только при условии, что господдержка в виде дополнительных квот будет одобрена президиумом Госсовета. "Если на ближайшем заседании Госсовета к "историческому принципу" президентским решением будет введен такой модификатор, как квоты господдержки, то мы сразу же начнем строительство крупнотоннажных судов", — заявил Gudok.ru директор по корпоративным коммуникациям ООО "Русская Рыбопромышленная Компания" Илья Власенко.

По его словам, РПК таким образом стала первым претендентом на строительство траулеров в ОСК — другие участники рынка окажутся в очереди позади. По словам Власенко, РПК и другие дальневосточные компании готовы построить в общей сложности порядка 15 судов на сумму 60 млрд руб. (по расчетам на весну этого года). В ОСК отказались рассказывать Gudok.ru о переговорах с другими участниками рынка.

Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) полагают, что у "квот под киль" мало сторонников на рынке, поскольку из-за этого решения уменьшается ресурс для всех остальных промышленных компаний. Если решение о господдержке судостроения в таком виде будет принято, крупные игроки будут бороться между собой и за дополнительные квоты, и за место на стапелях верфей. 

Президент ВАРПЭ Александр Фомин, входящий в состав рабочей группы по подготовке заседания Госсовета, оценивает вероятность одобрения президентом «квот под киль» как высокую, поскольку на этом настаивает Росрыболовство. Но альтернативная позиция рыбацкого сообщества также будет отражена в докладе президенту, не унывает он.

Изъятие 20% доли от промышленной квоты, по мнению ВРАПЭ, может обернуться большими социальными проблемами. По словам Фомина, в структуре рынка, где "грубо говоря, 50 компаний обеспечивают 70% улова, а 750 компаний — лишь 30%", самая многочисленная группа рыбаков с небольшими квотами окажется под угрозой банкротства из-за сокращения квот и невозможности инвестировать в строительство крупных траулеров. В этом случае доли рынка большинства мелких предприятий в конечном итоге уйдут крупным компаниям. "С точки зрения общего вылова, перераспределение квот не будет иметь опасных последствий. Но с социальной точки зрения будет большая проблема, если такое множество мелких предприятий разорится", — предупреждает Фомин.

Депутат Мурманской областной Думы, председатель комитета по природопользованию, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу Геннадий Степахно, отмечает, что государство рискует несправедливо поступить с теми компаниями, которые уже инвестировали в строительство нового флота. "На Северном бассейне большая часть компаний модернизировала свои суда, — рассказывает он. — 80 судов подпали под модернизацию и обновление. Конечно, они пострадают из-за снижения квот, ведь они же уже вложили деньги в это. Некоторые брали серьезные кредиты на модернизацию флота, в том числе за границей. Если отберут ресурсы, на которые рассчитывали компании в бизнес-планах, многие не смогут расплатиться по долгам".

Представители рыбодобывающих компаний также не скрывают своего недовольства идеей ввести "квоты под киль". "Сам подход — выделение дополнительной квоты за счёт остальных пользователей — является дискриминационным. Кроме этого, механизм такого увеличения квоты будет непрозрачным и может содержать коррупциогенные факторы", — предупреждает вице-президент по международным вопросам ассоциации "Рыбопромышленный холдинг "Карат" Сергей Сенников. Он объясняет, что бронь на 20% квоты сократит средства у всех компаний, "включая те, которые ежегодно вкладываются в модернизацию флота". Особенно сильно, по его мнению, это ударит по небольшим компаниям и прибрежному рыболовству.

Президент ВАРПЭ Александр Фомин добавляет, что средние компании у которых больше десятка судов изъятие квот "переживут, спишут пару судов и распределят оставшуюся квоту между остальными", но для небольшого бизнеса сокращение возможности добывать на 20% может привести к полному разорению. "При этом у таких компаний есть два пути: либо уходить в серую зону — браконьерить, либо разориться и продать компанию", — заключает Фомин, надеясь, что в итоговый перечень поручений президента пункт о субсидировании строительства флота с помощью квот не включат. Он пообещал Gudok.ru постараться доложить об этой позиции на заседании Госсовета, куда он приглашен, но он не уверен, что получит слово.

Участники рынка согласны с тем, что в ближайшей или в среднесрочной перспективе российский рыбопромысловый флот придется менять, но предлагают для этого другие механизмы — субсидирование кредитных ставок и налоговые льготы. Однако, по мнению Геннадия Степахно, субсидирование строительства флота может привести на рынок новых игроков, что не в интересах отрасли. "Новые игроки нам не нужны, нам нужна государственная политика в области судостроения. А если ее нет, приходят компании типа "Русского моря" (прежнее название РПК, — примеч. ред.), которые хотят отобрать и поделить. Зачем это нужно? У нас нормальный ритм рыбодобычи", — считает депутат мурманской Думы.

Еще одним инструментом для привлечения финансирования на строительство флота могло бы стать существенное увеличение срока, на который за компаниями закрепляют квоты вылова. Фомин говорит, что право распоряжаться ресурсом 25 лет (а не 10 лет, как сейчас) позволило бы компаниям начать обновление флота, так как это добавило бы уверенности и самим компаниям, и финансирующих их банкам.
 
В РПК, тем не менее, убеждены, что если дополнительные квоты под строительство новых судов в РФ не будут выделены, то флот придется заменять на импортные уже бывшие в употреблении суда, либо на новые, построенные также на заграничных верфях. "Уже сейчас на северном бассейне активно закупаются бывшие в употреблении суда, плюс активно ведутся переговоры о строительстве на западных верфях — в Европе, например, в Норвегии. Дальний Восток пойдет по тому же пути. Переговоры будут происходить не с российскими, а с верфями стран Юго-Восточной Азии", — предостерегает Илья Власенко. 
Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица