Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Вагоностроители готовы заменить стареющие специализированные вагоны

Машиностроение | Понедельник | 05.10.2015 | 15:38
Для преодоления дефицита необходимо ввести инвестсоставляющую в тариф, считают эксперты
Для преодоления дефицита необходимо ввести инвестсоставляющую в тариф, считают эксперты | Машиностроение
Александр Саверкин/Gudok.ru
Несмотря на избыток универсальных грузовых вагонов, на российском рынке до сих пор сохраняется нехватка парка специализированного подвижного состава для перевозки отдельных видов грузов.

Например, 90% парка рефрижераторных вагонов выйдет из эксплуатации уже к 2017 году, а их производство в России, фактически, свернуто с 90-х годов. Вагоностроители учитывают этот факт и уже готовят производственные мощности к выпуску специализированных вагонов, чему должна помочь совместная работа по формированию перспективного баланса парка на период до 2020 года, организованная на площадке Минпромторга России совместно с Минтрансом, РЖД, производителями подвижного состава и операторами. Проведенные обсуждения показали, что планируемые к созданию мощности в целом обеспечат потребности рынка в специализированных вагонах, включая рефрежираторы, несмотря на значительный объем списания указанных типов вагонов в ближайшие годы.

В настоящее время общий парк рефрижераторных вагонов и вагонов-термосов насчитывает, по состоянию на конец 2013 года, 13,7 тыс. единиц (из них 59% – вагоны-термосы и 41% – рефрижераторы). Примерно у половины парка завершился срок эксплуатации (средний возраст парка – 26 лет при назначенном сроке службы 25 лет), а к 2018 году доля таких вагонов достигнет 98%. Производители считают этот рынок перспективным благодаря наличию спроса в несколько тысяч вагонов на ближайшие несколько лет и отсутствию предложения на рынке. Львиная доля такого подвижного состава произведена на ныне закрытых мощностях Брянского машиностроительного завода и завода FTD Fahrzeugtechnik Dessau AG (Германия). С 2000 года таких вагонов произведено чуть больше 400, главным образом – на «Алтайвагонзаводе».

Сами вагоностроители называют положение рынка специализированного подвижного состава критическим. Если в сегменте полувагонов или нефтебензиновых цистерн за последние 10 лет произошла серьёзная модернизация парка, наблюдался даже профицит подвижного состава, то парк спецвагонов существенно не обновлялся последние 15-20 лет. В отдельных сегментах грузоотправители были вынуждены использовать вместо специализированного под перевозку конкретных грузов подвижного состава универсальные вагоны, что негативно сказывалось не только на экономике перевозки, но и сохранности самого груза - как в процессе транспортировки, так и при погрузке-выгрузке.

По словам директора по аналитическим исследованиям ПАО «НПК «Объединенная Вагонная Компания» Андрея Цыганова массовое переключение на производство универсального подвижного состава в 2007-2013 годах привело к утрате компетенций в сфере производства специализированных вагонов. «Вагоностроители с трудом восстанавливают утраченную экспертизу, подчас приходится осваивать производство с нуля. Но есть и позитивные моменты – при создании производства можно сразу поставить его на «инновационные рельсы», – отметил эксперт.

На сегодняшний день мощности российских заводов по производству всех видов специализированного подвижного состава составляют порядка 11 тыс. единиц в год. При этом списание действующих спецвагонов в 2015-2020 годах составит около 100 тыс. единиц в год, что и станет главным драйвером спроса на специализированный парк.

Ранее от 50% до 80% рынка по разным видам вагонов занимали украинские производители, но отечественные производители готовы предложить свои варианты импортозамещения. К примеру, специалисты АО «НПК «Уралвагонзавод» разработали основные технические и эксплуатационные параметры рефконтейнеров. По словам представителей завода, ежегодная плановая производственная мощность по выпуску контейнеров составит 1 тыс. единиц начиная с 2017 года.

«В обозримом будущем мы планируем наладить выпуск автономных рефрижераторных вагонов, предполагаемая проектная мощность составляет 3 тыс. единиц в год, – подчеркнул заместитель директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислав Золотарёв. – В целом, с заменой специализированного подвижного состава на сети проблем быть не должно, но только в случае, если собственники вагонов придут к производителям хотя бы за год до списания действующего парка, чтобы у вагоностроителей было время подстроиться под пожелания клиентов. Тогда дефицита удастся избежать».
Впрочем, существующих мощностей недостаточно для удовлетворения спроса: даже при условии 100%-ой загрузки текущих мощностей заводов недопроизводство спецвагонов к 2020 году составит около 34 тыс. вагонов. В таких условиях важно появление таких проектов как ТихвинСпецМаш, который готов ежегодно производить более 3 тыс. современных специализированных вагонов, в том числе – изотермических. Спецвагоны с увеличенными сроком службы, меньшей стоимостью жизненного цикла и увеличенной грузоподъемностью – те преимущества продукции этот предприятия, которые позволят получить значительный экономический эффект в масштабе страны.

Основное преимущество спецвагонов – снижение затрат на транспортировку грузов, что обеспечивает постоянный прирост специализированного парка. В США и странах Европы, ранее столкнувшихся с избытком парка подвижного состава, специализированный подвижной состав преобладает. Вагоностроители считают, что тенденция замещения универсального парка специализированным уже начинается и в России. Это гарантирует стабильный спрос на спецвагоны и растущий рынок в долгосрочной перспективе, что позволит обеспечить загрузку всех существующих мощностей.

Эксперты уверены, что отечественные вагоностроители смогут своевременно заменить ветхий рефрижераторный парк, но только при наличии оплаченного спроса. «Устаревший подвижной состав будут резать, но это не означает, что операторы будут готовы закупать новые вагоны на замену, – считает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. – Покупательская способность на рефрижераторы будет зависеть от размера ставки, которая сложится на рынке. А ставка, в свою очередь, зависит от грузовладельцев – готовы ли они платить значительно больше, чем сейчас, за перевозку продукции в рефрижераторном подвижном составе». По его оценке, на текущий момент в ставке отсутствует инвестиционная составляющая, как таковая.
Константин Мозговой, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица