Машиностроение / 05.06.15 17:52

Автопром держится лишь благодаря госпрограммам стимулирования спроса

Минэкономразвития прогнозирует снижение производства легковых автомобилей в России на 18—20% в 2015 году. Поддержать автопроизводство помогут лишь госпрограммы стимулирования внутреннего спроса

Минэкономразвития прогнозирует снижение производства легковых автомобилей в России на 18—20% в 2015 году. Поддержать автопроизводство помогут лишь госпрограммы стимулирования внутреннего спроса  | Машиностроение
фото:Антон Новодережкин/ТАСС

 

Сокращение производства легковых автомобилей в РФ в 2015 году составит 18—20%, грузовых — 20—25%, говорится в подготовленном Минэкономразвития мониторинге развития секторов российской экономики за апрель 2015 года. Эти цифры примерно отражают текущие производственные показатели российского автопрома. Продажи автомобилей на отечественном рынке демонстрируют еще более печальные результаты. Порадовать российских автопроизводителей смогут только поставки на экспорт, а также рост внутреннего спроса, поддержать который сможет продление действующих госпрограмм стимулирования автопродаж.

 

По итогам четырех месяцев 2015 года, согласно данным Росстата, производство легковых автомобилей в стране уменьшилось на 20,5%, снижение выпуска грузовых автомобилей составило 24,5%. В тоже время продажи на отечественном рынке снижаются еще более высокими темпами. На рынке легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, падение в январе—апреле достигло 37,7%. Агентство "Автостат", измеряющее рынок немного по другой методике, сообщает о двукратном снижении продаж за тот же период. На рынке грузовых автомобилей "Автостат" фиксирует снижение продаж на 45,9%. Причем в последние месяцы темпы снижения ускорились.

 

Правда, продажи автомобилей российской сборки снижаются немного медленнее, чем импорт. Так, продажи "АвтоВАЗа" в России по итогам пяти месяцев этого года снизились на 29,8%, это гораздо ниже темпов, которыми падают продажи рынка в целом. А концерну Hyundai за счет поддержания продаж Solaris отечественной сборки практически на прошлогоднем уровне удалось не допустить спада более чем на 6% в целом по марке. 

 

Очевидно, автопроизводителям надо как-то закрывать разрыв между сокращающимся внутренним спросом и объемами производства — бесконечно работать на склад они не смогут. Помимо прямых скидок от производителей этому могли бы способствовать меры стимулирования спроса, поддержанные государством, а также работа на экспорт. По данным ФТС, в 1 квартале 2015 года продажи грузовых автомобилей на экспорт снизились на 18%, легковых — на 8%. Темпы снижения экспортных продаж ниже внутрироссийских. Но в целом экспорт пока не оправдывает надежд автопроизводителей, несмотря на полученные ими преимущества от девальвации рубля. 

 

Государственные меры поддержки внутреннего спроса — программы утилизации, льготного кредитования и лизинга, — конечно, не могут быть панацеей для всего рынка, но они оказывают более существенную поддержку автопроизводителям. Так, в мае резко увеличились продажи по госпрограмме утилизации старых автомобилей. По данным Минпромторга, с момента старта программы обновления автопарка было продано 100,6 тыс. автомобилей. В мае практически каждый десятый автомобиль продавался по этой программе, причем половина продаж по ней приходится на "АвтоВАЗ". Программа действует с прошлого года, на условиях сдачи старого автомобиля в обмен на новый было продано уже более 300 тыс. машин.

 

Некоторый стимул восстановлению продаж могло бы оказать снижение кредитных ставок. Тому пример — итоги апреля 2015 года, когда вслед за снижением ключевой ставки Банка России начали снижать ставки по автокредитам и банки. В итоге доля новых купленных в кредит автомобилей выросла до 35% с 20%, которые были в 1 квартале 2015 года. Это, конечно, еще далеко от докризисных показателей, когда до 45% автомобилей в России продавалось в кредит, однако близко к прошлогодним данным (40,5% по итогам 2014 года).

 

На следующей неделе выйдут данные по продажам новых автомобилей в России по итогам мая 2015 года, что позволит более четко обозначить тренды этого года. Gudok.ru будет следить за ситуацией.

 

 

Михаил Хмелев

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →