Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Господдержка поднимет отечественные самолеты в небо

Машиностроение | Среда | 29.04.2015 | 19:32
Каковы перспективы российского авиапрома в связи со всесторонней финансовой поддержкой из федерального бюджета, рассказывает исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев
Каковы перспективы российского авиапрома в связи со всесторонней финансовой поддержкой из федерального бюджета, рассказывает исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев | Машиностроение
otr-online.ru


На уровне правительства Российской Федерации было принято решение о выделении дополнительных многомиллиардных средств лизинговым компаниям на поддержку отечественного авиапрома. Представители Министерства промышленности и торговли РФ заявили, что таким образом спасут авиакомпании от нестабильных валютных выплат по договору аренды, а производителям позволят развиваться. Что ждет авиацию России в ближайшем будущем, рассказал исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

 

— Как вы считаете, выделенные правительством из федерального бюджета 27 млрд руб. смогут помочь российскому авиапрому?

 

— Государство даст эти средства лизинговым компаниям в уставный капитал. Лизингодатели, используя эти и заемные средства, приобретут у ОАК самолеты, которые затем сдадут в операционный лизинг авиакомпаниям. И что самое важное в этом случае – платежи авиакомпаний фиксируются в рублях. Тем самым для авиакомпаний сокращаются валютные риски. Докапитализация лизинговых компаний, а также механизмы субсидирования, которые уже используются для развития лизинга отечественных самолетов, позволяют сделать месячный платеж «подъемным» для большинства авиакомпаний.


Как ожидается, на эти 27 миллиардов рублей, и с учетом дополнительных кредитов, которые привлекут лизинговые компании, можно будет приобрести от 30 до 50 самолетов Sukhoi Superjet 100, и это – существенная поддержка программы.


— А почему в заявлении Минпромторга говорится конкретно о самолетах Sukhoi Superjet 100?

 

— SSJ 100 – единственный серийно производимый в России тип пассажирских самолетов, который в ближайший год-два будет производиться большой серией. Их вполне реально построить и более 50 штук, чтобы полностью исполнить заказы со стороны лизинговых компаний. Другие типы пассажирских самолетов в 2015-2016 годах в России в таком количестве не могут быть произведены.


— Нет достаточной технической базы? Или просто они сами по себе сложные по сборке?

 

— Помимо SSJ 100 в производственной линейке "Объединенной авиастроительной корпорации" есть еще три типа гражданских лайнеров: Ил-96, Ту-204/214 и Ан-148. Сегодняшние производственные возможности заводов, с учетом загруженности по другим программам, не превышают двух-трех Ил-96, четырех-пяти Ту-204, трех-четырех Ту-214 и шести-восьми Ан-148 в год, и это при условии, что заблаговременно создается производственный задел. Конечно, если модернизировать заводы, эти цифры можно будет удвоить, но это займет не год и не два. И главное, что все эти типы самолетов уже длительное время заказываются только государственными структурами, а не коммерческими компаниями.

 

— Но будет ли самолет малой вместимости столь востребованным российскими авиакомпаниями? 

 

— Конечно, кризис на рынке авиаперевозок – не лучшее время для того, чтобы активно обновлять флот. Но на некоторых направлениях пассажиропоток недостаточен, для того, чтобы загрузить наиболее популярные сегодня 150-180-местные самолеты. В то же время, за счет низкой стоимости летного часа эксплуатация SuperJet становится привлекательнее, чем полеты на магистральных самолетах с загрузкой менее 70%. А количество направлений, для которых такая загрузка актуальна, сегодня достаточно велико.

 

— Но страна-то у нас огромная. SuperJet на большие расстояния летать не может. А как лететь, например, на Дальний Восток из столицы? 

 

— Конечно, на 100-местных машинах летать на такие дистанции экономически не целесообразно. Но, впрочем, никто не заявляет, что Superjet должен стать единственным самолетом в парке российских авиакомпаний. Во всем мире полеты на такую дальность осуществляются преимущественно широкофюзеляжными лайнерами, и у наших перевозчиков сегодня нет дефицита дальнемагистральных судов.

 

— Была информация, что для самоокупаемости компании «Сухой» требуется выпускать 60 самолетов в год. В прошлом году было собрано 37 Sukhoi SuperJet 100. Получается, есть все шансы за счет бюджетных средств сделать компанию прибыльной уже сейчас? 

 

— Окупаемость программы в целом достигается при выпуске определенного количества самолетов, когда прибыль от продажи, накопленная от сделки с каждым лайнером, превышает вложения в реализацию программы. Изначально предполагалось, что достаточно продать порядка 250 самолетов, чтобы "отбить" стартовые вложения. Теперь оценка объемов продаж, которые обеспечат рентабельность программы, выросла. При этом чем выше темп производства, тем быстрее достигается "точка безубыточности". Фактически, он остается единственным современным и серийным отечественным продуктом, который сегодня активно продвигается на рынок, который свободно можно купить и начать эксплуатировать уже сейчас. Другой перспективный самолет МС-21 мы пока не рассматриваем – его первый полет состоится только в следующем году.

 

Александр Фролов

Cегодня в СМИ

Первые лица