Коронавирус / 16.04.20 08:06

ОАО «РЖД» не планирует сокращать работников

Как в период пандемии компания решает кадровые вопросы

Как в период пандемии компания решает кадровые вопросы | Коронавирус
фото:Владимир Гердо / ТАСС

В России, по данным оперативного штаба, по состоянию на 15 апреля 24 490 человек заражены новой коронавирусной инфекцией. В первой пятёрке регионов по заболевшим за сутки – Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленобласть, Коми. О работе в условиях пандемии и дополнительных мерах социальной поддержки работников и ветеранов рассказал «Гудку» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.

– Для сдерживания распространения коронавирусной инфекции ОАО «РЖД», как и другие компании страны, переводит часть персонала на работу из дома. Сколько сотрудников в данный момент трудятся в таком режиме и кого ещё предполагается перевести на дистанционную работу?

– На сегодняшний день уже около 97 тыс. сотрудников компании работают удалённо. В приоритетном порядке на дистанционный режим работы были переведены те, кто в зоне риска заражения, – это лица старше 65 лет и те, у кого есть хронические заболевания.
Сегодня мы отмечаем, что фактически все филиалы и полигоны железных дорог уже перевели на удалённые рабочие места более половины всех специалистов и руководителей, чей функционал связан с работой на компьютере. Это позволяет нам сдерживать масштабы распространения инфекции в подразделениях компании.
Критерий в 50% был определён для того, чтобы, если кто-то заболеет и на карантин будут отправлены все, кто с ним контактировал, мы могли оперативно вывести на рабочие места здоровых сотрудников.

– Каковы перспективы удалённой работы после того, как эпидемиологическая ситуация стабилизируется? Возможно ли, что часть работников по желанию смогут продолжать работать дистанционно?

– Совсем недавно такой массовый дистанционный труд был для компании непривычным. Поэтому, переведя сотрудников на удалённые рабочие места, нам пришлось быстро адаптироваться под новые формы взаимодействия, прорабатывать онлайн-способы постановки задач и контроля их выполнения. С одной стороны, перевод на удалённые рабочие места – это вынужденная мера, с другой – возможность посмотреть на дистанционную работу по-новому. Считаю, что после нормализации обстановки будет целесообразно по решению руководителей подразделений сохранить для части сотрудников возможность работать удалённо, конечно, при условии соблюдения технологии производственных процессов.

– Сложная эпидемиологическая ситуация и, как следствие, ухудшение экономического положения вынудили многие компании вводить режим неполной рабочей занятости для сохранения персонала. Есть ли вероятность, что РЖД поступят так же? Какие категории персонала это может затронуть?

– Ситуация сейчас очень сложная, экономика существенно изменилась, предприятия закрыты на карантин, а это значит - грузовая база уменьшилась. Государство просит всех граждан по возможности оставаться дома – поток пассажиров снизился, отменён целый ряд поездов внутри страны. Международное сообщение вообще закрыто. Часть персонала в связи с этим остаётся незадействованной.
В этих условиях важно: первое – максимально защитить здоровье сотрудников и их семей, второе – сохранить квалифицированные кадры для тех времён, когда ситуация изменится к лучшему. Применение режимов неполной занятости как альтернативы увольнению предусмотрено пунктом 4.19 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2020–2022 годы. Эта мера себя оправдала, позволяя пережить кризисные явления, которые случались ранее.
Перечень работников подразделения, продолжительность применения режимов неполной занятости зависит от экономических показателей филиалов. При этом должна быть обеспечена стабильная работа железнодорожного транспорта.

– В сложившихся условиях работникам особенно нужна поддержка со стороны работодателя. Какие дополнительные меры социальной поддержки принимает ОАО «РЖД» во время пандемии?

– В настоящее время приостановлены все оптимизационные мероприятия по сокращению численности персонала.
Кроме того, мы понимаем, что сейчас очень важно оказать моральную поддержку нашим работникам, членам их семей и неработающим пенсионерам.
В компании проведена большая работа по расширению функционала Единого информационно-справочного ресурса «Горячая линия» для работников ОАО «РЖД». Принятые меры позволили сфокусировать её деятельность на вопросах, связанных с новой коронавирусной инфекцией. Для повышения качества информирования контакт-центр переведён на круглосуточный режим работы. «Горячая линия» широко используется сотрудниками компании и предоставляет возможность получить ответы на актуальные вопросы более чем 1 миллиону работников холдинга.
Режим самоизоляции нарушил привычный уклад жизни, поэтому мы постарались организовать социальные активности через дистанционные формы. Дома культуры организовали удалённые онлайн-курсы по рисованию, вокалу, проводят различные конкурсы творчества, ставят театральные постановки и транслируют их посредством социальных мессенджеров. На объектах спорта также проводятся онлайн-тренировки по наиболее популярным видам физической культуры. Таким образом, мы стараемся продолжать работать и развиваться во всех сферах.
Для работников, проживающих в жилищном фонде компании, договоры найма жилого помещения, срок действия которых истекает в период с марта по июнь 2020 года, будут пролонгированы автоматически на 6 месяцев без запроса подтверждающих справок и документов.
Кроме того, для получения ипотечного кредита и постановки на учёт в региональные жилищные комиссии документы в кадровые службы подаются онлайн – без личного взаимодействия участников, на основе предоставленных сканированных копий документов.

– Какую поддержку оказывает компания сотрудникам, которые находятся в режиме самоизоляции? Как оплачиваются больничные, когда сотрудники находятся на карантине?

– Оплата больничного листа в связи с карантином осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Учитывая, что максимальная сумма выплаты пособия по временной нетрудоспособности ограничена законодательством, компания решила поддержать сотрудников и приняла норму, в соответствии с которой производится доплата к пособию по временной нетрудоспособности. Это делается для того, чтобы довести общий размер выплаты до среднемесячного заработка работника. Данное положение закреплено в распоряжении ОАО «РЖД» от 19 марта 2020 года № 614/р. Действие распоряжения распространяется на всех работников ОАО «РЖД», получивших листок нетрудоспособности в связи с необходимостью карантина до 1 мая 2020 года, за исключением тех, кто выехал за границу Российской Федерации по личным надобностям с 13 марта 2020 года.

– ОАО «РЖД» имеет широкую сеть детских образовательных учреждений. В каком режиме они сейчас работают? Если режим самоизоляции продлят, то как будут организованы сдача экзаменов и приёмная кампания?

– В настоящее время в корпоративном периметре компании находятся 98 образовательных учреждений, из них 77 детских садов и 21 школа. С учётом характера работы на российских железных дорогах большая часть корпоративных садов продолжает действовать в формате свободного посещения – это необходимо, когда у родителей сменная работа. Всего по стране продолжают работать 54 железнодорожных детских сада. Безопасность воспитанников и учеников – это наш абсолютный приоритет в сложившейся эпидемиологической ситуации. Поэтому, безусловно, во всех учреждениях соблюдаются строжайшие нормы, которые не позволяют инфекции распространяться.
Что касается обучения в железнодорожных школах, а у нас их 21, то с конца марта они перешли работать на дистанционный формат. Ученики получают школьный материал в полном объёме по онлайн-каналам, то есть без ущерба для образовательного процесса. Продолжительность учебного года и формат сдачи экзаменов будут зависеть от того, какие решения примут в регионе. В любом случае ОАО «РЖД», как учредитель образовательных заведений, обеспечит всем ученикам, особенно выпускных классов, возможность сдать экзамены и поступить в университет или техникум.

– Какое решение принято в отношении детской летней оздоровительной кампании?

– ОАО «РЖД» всегда очень ответственно относится к организации отдыха и оздоровления детей. Ежегодно более 60 объектов ОАО «РЖД» в период летних школьных каникул принимает 53 тыс. детей. Вопрос проведения детской оздоровительной кампании 2020 года из-за мероприятий, связанных с новой коронавирусной инфекцией, находится на особом контроле. Мы в постоянном режиме проводим консультации с органами Роспотребнадзора. В текущем году к приёму детей мы готовим все объекты детского оздоровления. В то же время сложившаяся в стране ситуация вносит свои коррективы в организацию этого процесса.
Понимая всю ответственность за обеспечение жизни и здоровья детей, принято решение не проводить первую смену с 1 июня в 15 детских оздоровительных лагерях. Это продуманное и взвешенное решение, ведь речь идёт о 5000 детей.
Все действия в отношении детской оздоровительной кампании руководством компании будут приниматься на основании решений федеральных и региональных органов власти и исключительно в интересах детей, сохранения их жизни и здоровья.

– Как в данный момент организовано обучение в учебных центрах профессиональной квалификации? До введения ограничительных мер планировалось в июне начать подготовку в УЦПК женщин по профессиям «машинист» и «помощник машиниста». Когда теперь предполагается начать обучение женщин?

– Все учебные центры профессиональных квалификаций до конца месяца переведены в режим дистанционного обучения. Также в апреле мы не набираем новые группы для очного обучения. Для тех, кто уже учится, организованы онлайн-занятия через нашу систему дистанционного обучения и проводится сдача экзаменов в удалённом режиме. А в группах, где занятия начались незадолго до объявления режима самоизоляции, мы приняли решение о переносе сроков начала обучения.
Начать обучение женщин по профессии «помощник машиниста локомотива» планировалось в июле в Московском, Октябрьском и Свердловском учебных центрах профессиональных квалификаций.Но, как я сказал ранее, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой мы пока приостановили комплектование групп для очного обучения новой профессии. Решение о начале обучения будет озвучено после понимания сроков окончания режима карантина и самоизоляции.

– Как изменилась работа кадровых служб в условиях пандемии? Какие кадровые задачи в сложившихся условиях становятся приоритетными?

– В условиях пандемии изменилась работа всей компании, включая и службы управления персоналом. Мы, как и другие работники, перешли в большей части на удалённый режим, оставляя на рабочих местах лишь тех, чьё присутствие необходимо. И это мы рекомендуем сделать всем функциональным вертикалям.
Следующее существенное изменение – это взаимодействие с региональными оперативными штабами по коронавирусу. У нас очень много оперативных задач, и мы, как и другие сотрудники нашей компании, их решаем.
Наши приоритетные задачи состоят условно из трёх блоков: во-первых, это забота о сотрудниках, об их здоровье, и для этого в том числе организуется удалённая работа, о которой мы уже говорили. Это требует оформления большого пакета документов со стороны кадровых служб.
Во-вторых, это работа при выявлении заболевших новой коронавирусной инфекцией, а такие случаи, к сожалению, есть. При выявлении положительного теста у работника необходимо быстро определить круг его общения, для того чтобы максимально обезопасить тех, кто рядом.
Ну, и в-третьих, это сохранение нашего главного достояния – квалифицированных сотрудников ОАО «РЖД». Именно поэтому в компании принято решение об отмене сокращений работников при оптимизации. Для нас представляет ценность буквально каждый сотрудник. И конечно, нам важно сохранить как социальную, так и технологическую стабильность в коллективах и в компании в целом.

– Какую поддержку компания в условиях пандемии оказывает неработающим пенсионерам и ветеранам?

– Сейчас общее количество неработающих пенсионеров компании составляет более 532 тыс. человек, из них старше 65 лет – более 386 тыс. человек, а одиноких – более 11 тыс. человек. На особом счету у нас участники Великой Отечественной войны, несовершеннолетние узники концлагерей и труженики тыла: их 3 тыс. 837 человек и 18 тыс. 641 человек соответственно.
Наличие базы данных всех ветеранов ОАО «РЖД» позволяет нам осуществить их адресную социальную поддержку. В рамках работы по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, ветеранам оказывается помощь по ремонту жилых помещений, обновлению бытовой техники и реабилитационных средств.
Кроме того, в дополнение к государственным выплатам в связи с 75-летием Великой Победы компанией уже в апреле будут произведены единовременные выплаты ветеранам войны и труженикам тыла по 5 и 3 тыс. руб. соответственно.
Мы развернули обширную деятельность по организации работы добровольцев для помощи неработающим пенсионерам компании. Всего по сети железных дорог волонтёрскую помощь оказывают 1903 добровольца компании. На сегодняшний день помощь оказана уже 1404 ветеранам-железнодорожникам, и эти цифры растут каждый день. Волонтёры осуществляют информирование пенсионеров (проинформированы уже 36 763 человек), оказывают им помощь в быту, в том числе приобретают и доставляют продукты питания и лекарства первой необходимости, обеспечивают морально-психологическую поддержку, отвечают на вопросы по телефонам горячей линии и многое другое.
Совместно с Благотворительным фондом «Почёт» и Роспрофжелом оказывается поддержка и самим волонтёрам в виде оплаты транспортных расходов, они обеспечены отличительной атрибутикой, им выделены средства на продуктовые наборы для пенсионеров компании, на случай если у ветерана по тем или иным причинам отсутствуют личные средства. Кроме того, уже 887 волонтёров компании присоединились к общероссийской акции #МыВместе и оказывают помощь не только ветеранам-железнодорожникам, но и другим пожилым людям.

Беседовала Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →