Инфраструктура / 26.10.21 13:45

Дороги в экономические зоны. Как строятся ветки к новым заводам

Железнодорожные линии увеличивают привлекательность ОЭЗ для новых резидентов и, как следствие, расширяют потенциальную грузовую базу для ОАО «РЖД»

Железнодорожные линии увеличивают привлекательность ОЭЗ для новых резидентов и, как следствие, расширяют потенциальную грузовую базу для ОАО «РЖД» | Инфраструктура
фото:OEZTLT.ru

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты в нескольких регионах с особыми экономическими зонами (ОЭЗ) страны. Холдинг занимается строительством железнодорожных линий. Они увеличивают привлекательность ОЭЗ для новых резидентов и, как следствие, расширяют потенциальную грузовую базу для ОАО «РЖД». Как ускорить окупаемость инвестиций в новую инфраструктуру «Гудку» рассказали железнодорожники и топ-менеджеры особых экономических зон.


Вячеслав Дмитриев, начальник Куйбышевской железной дороги

В границах Куйбышевской железной дороги существует сразу несколько особых экономических зон разного типа – как промышленно-производственных, так и портовых. С рядом из них уже сегодня выстроено железнодорожное сообщение, а крупные резиденты являются постоянными грузоотправителями. В стадии строительства находится железнодорожная ветка в ОЭЗ ППТ «Тольятти». При этом реализация проекта позволит дополнительно получать объёмы перевезённых грузов уже с 2022 года и довести их до 1,4 млн тонн ежегодно.

«В Елабужском районе Республики Татарстан, который входит в территорию Куйбышевской железной дороги, расположена крупнейшая экономическая зона промышленно-производственного типа в России – «Алабуга», площадь которой составляет более 40 кв. км. Данная зона вносит значительный вклад в развитие Камского инновационного территориально-производственного кластера «ИННОКАМ» и обеспечивает 71% объёма производства всех ОЭЗ. Уже сегодня на территории ОЭЗ зарегистрировано 57 резидентов. В частности, турецкий резидент – ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», – который является основным грузоотправителем по станции Тихоново Куйбышевской железной дороги, производящий отгрузку груза «плиты древесноволокнистые». Кроме этого в этой экономической зоне министром экономики Турции Наджи Агбалом открыты заводы «Тракья Гласс Рус» и «Аутомотив Гласс Рус», которые также являются грузополучателями по станции Тихоново.

В ходе V стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» 1 октября 2019 года также подписано соглашение между правительством Самарской области и ОАО «РЖД» по строительству железнодорожного пути от станции примыкания Тольятти до границ одноимённой особой экономической зоны протяжённостью 7,9 км, а также строительству железнодорожной инфраструктуры на территории ОЭЗ протяжённостью 6 км. Строительство железной дороги станет не только важным шагом на пути к диверсификации экономики моногорода Тольятти, создаст условия для привлечения новых резидентов ОЭЗ ППТ «Тольятти», но и окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие крупнейшей нестоличной Самарско-Тольяттинской агломерации и всего региона в целом. Благодаря этому проекту формируется цепочка новых инвестиционных проектов. В итоге выгоду получают все: прежде всего, конечно, люди, поскольку это дополнительные рабочие места, регион – поскольку это рост валового продукта. Выгодным для нас является привлечение дополнительных грузов в сообщении с ОЭЗ «Тольятти» в объёмах начиная с 0,5 млн тонн до 1,4 млн тонн ежегодно».


Андрей Антипов, генеральный директор АО «ОЭЗ «Титановая долина»

«ОАО «РЖД» продолжает строительство железнодорожной инфраструктуры в особой экономической зоне «Титановая долина». Будущая железнодорожная линия уже вызвала интерес у ряда машиностроительных предприятий, для которых наличие соответствующей инфраструктуры является важным аспектом для организации производства. Общий объём железнодорожных перевозок после завершения строительства оценивается в 500 тыс. тонн грузов в год.

Согласно концессионному соглашению, заключённому между ОАО «РЖД» и правительством Свердловской области, в январе текущего года началось строительство железнодорожной инфраструктуры на площадке особой экономической зоны «Титановая долина» в Верхней Салде. Документ включает в себя строительство промышленной станции, а также 12 путей, 18 стрелочных переводов и подъездного пути к станции Верхняя Салда.

Реализация проекта ведётся до сих пор – осенью холдинг в лице Свердловской железной дороги вышел на завершающий этап по устройству земляного полотна и приступил к укладке верхнего строения пути. Уже установлены первые из 18 запланированных стрелочных переводов, в ближайшее время ожидается их включение в общую систему централизации, которая позволяет контролировать работу станций, движение поездов, управлять стрелками и сигналами. Кроме этого ведутся работы по возведению основания контейнерной площадки, монтируются опоры освещения в зоне промышленной станции, возводятся стены объединённого поста электрической централизации и осуществляется подвод сетей инженерно-технического обеспечения.

Мы рассчитываем, что все работы будут завершены в запланированные сроки – в 2022 году. Созданная линия станет ключевым объектом логистической инфраструктуры ОЭЗ, а совокупный объём железнодорожных перевозок резидентов «Титановой долины» оценивается в 500 тыс. тонн грузов в год.

Отмечу, что именно строительство железнодорожной инфраструктуры привлекло к нашей ОЭЗ интерес представителей отраслей, для которых доставка сырья и вывоз готовой продукции по железной дороге являются ключевым вопросом в организации производств. Это тяжёлое машиностроение и деревообработка.

Так, в 2020 году резидентом ОЭЗ «Титановая долина» стала компания «Аллегро» (совместное предприятие ЕВРАЗ НТМК и «Рейл Сервис») с проектом создания завода по выпуску железнодорожных колёс. Объём инвестиций в производство составляет более 16 млрд руб. Строительство завода сейчас идёт параллельно со строительством железной дороги. Так, на предприятии будет создано 425 новых рабочих мест, а планируемый объём перевозки грузов железнодорожным транспортом составит 190 тыс. тонн в год».


Семён Федотов, заместитель министра экономического развития Калужской области

В реализации инфраструктурного проекта по строительству железнодорожной линии к ОЭЗ ППТ «Калуга» ОАО «РЖД» показало себя как надёжный деловой партнёр, способный выполнять сложные задачи в сжатые сроки. Мы намерены продолжить сотрудничество с холдингом и на других площадках Калужской области.
Правительство Калужской области 14 февраля 2019 года заключило концессионное соглашение с ОАО «РЖД», которое предусматривает строительство железнодорожных путей необщего пользования для обеспечения деятельности резидентов Людиновской площадки особой экономической зоны (ОЭЗ) ППТ «Калуга». В этом проекте холдинг обеспечивает проектирование, строительство и последующую эксплуатацию инфраструктуры для нужд резидентов ОЭЗ.

Создание железнодорожной инфраструктуры к территории ОЭЗ является ключевым фактором для привлечения крупных инвесторов в сфере промышленного производства. Так, компания «Кроношпан» (производитель плит МДФ/ХДФ, ДСП), которая в настоящее время реализует уже четыре инвестиционных проекта на территории Людиновской площадки ОЭЗ ППТ «Калуга», выбрала указанную площадку, учитывая возможность железнодорожного сообщения. Общий объём инвестиций компании «Кроношпан» по соглашениям составит более 30 млрд руб., будет создано до 400 рабочих мест.

При создании необходимой инфраструктуры ОАО «РЖД» показало себя как надёжный деловой партнёр, способный выполнять сложные задачи в сжатые сроки. Так, уже сегодня строительство всех железнодорожных объектов, предусмотренных концессионным соглашением, завершено. В настоящий момент осуществляется оформление необходимой документации. Поэтому опыт создания инфраструктуры в рамках концессионных соглашений Калужская область планирует применять и на других площадках, развивая данное направление.


Евгений Долженко, директор Новосибирского филиала Первой грузовой компании (ПАО «ПГК»)

Создание особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития на территории России открывает перед железнодорожными компаниями новые возможности по организации дочерних профильных предприятий. Так, в соответствующих зонах действует льготное налогообложение, которое позволяет направить больший объём инвестиций на внутренние нужды компании.
 
Наша компания сотрудничает с территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Заринск» в Алтайском крае. Отмечу, что ТОСЭР располагается вблизи железнодорожной станции Заринская (Западно-Сибирская железная дорога. – Ред.), поэтому территория обладает всей необходимой инфраструктурой. Наше предприятие – Заринскую вагоноремонтную компанию – в январе 2021 года включили в реестр резидентов ТОСЭР. Соответствующий статус предоставляет больше возможностей для создания вагоноремонтного предприятия. В частности, особые налоговые условия – льготное налогообложение (например, 0% налога на имущество организаций в течение пяти лет. – Ред.) – позволяют направлять больший объём инвестиций на развитие компании. Кроме того, создание таких территорий способствует развитию экономики регионов, а также имеет важное социальное значение – на площадках появляются новые рабочие места. Поэтому мы поддерживаем данный способ выстраивания партнёрских отношений между бизнесом и муниципальной властью.

В текущем году на площадке ТОСЭР «Заринск» мы приступили к строительно-монтажным работам нового вагоноремонтного комплекса. В 2022 году планируем ввести в эксплуатацию колёсно-роликовый цех, который займётся ремонтом колёсных пар вагонов не только ПГК, но и других собственников. Реализация проекта позволит нашей компании эффективнее управлять вагонным парком в Сибири.



Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Главная дорога страны. Как Транссиб изменил Россию за 105 лет Самая длинная железная дорога в мире протяженностью 9 288 километров соединяет Москву с Владивостоком, пересекает два континента, 80 населенных пунктов, 8 часовых поясов и 16 больших рек.
Если бы Транссиб строили сейчас, то называли бы крупнейшим инфраструктурным проектом, не имеющим аналогов в мире. В начале XX века это была дорога, без которой Россия не могла бы развиваться как единое государство.

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →