Инфраструктура / 22.06.21 06:26

В годы войны технику спасали любой ценой

В первые месяцы Великой Отечественной войны работу железной дороги перестраивали буквально на ходу

В первые месяцы Великой Отечественной войны работу железной дороги перестраивали буквально на ходу | Инфраструктура
фото:AlbumWar2.com

В первые месяцы Великой Отечественной войны работу железной дороги перестраивали буквально на ходу и перестроили, хоть это было непросто и небыстро. О том, с какими трудностями приходилось сталкиваться железнодорожникам и как они их преодолевали, наш разговор с Владимиром Одинцовым, директором Музея российских железных дорог.

– Владимир Алексеевич, что пришлось сделать в первую очередь, чтобы обеспечить бесперебойную работу железнодорожного транспорта?
– С началом Великой Отечественной войны работу железной дороги перестраивали в нескольких направлениях. Был введён воинский график, изменился приоритет движения поездов, род грузов. Когда 11 июля 1941 года началась массовая эвакуация, железная дорога предоставляла много так называемого порожняка, пустых вагонов, в которых в отдалённые регионы Союза отправлялись не только люди, но ещё и техника. К концу августа 1941 года из Ленинграда было отправлено около 300 эшелонов, вывезено свыше 100 крупных предприятий, эвакуировано около 800 тыс. человек.
Объекты инфраструктуры на железной дороге защищали как могли. Железнодорожные узлы и важные объекты стали прикрывать зенитной артиллерией, спасая их от налётов вражеской авиации. Рядом со станциями и депо копали дополнительные укрытия на случай бомбёжек. Железнодорожники создавали дружины народного ополчения.

– Какие объекты были разбиты в первые месяцы войны?
– Железным дорогам в первые месяцы войны был нанесён огромный ущерб. Были потеряны все приграничные железные дороги. В целом враг не стремился разбить инфраструктуру железных дорог в прифронтовой полосе, понимая, что затем её придётся восстанавливать. Тем не менее бомбёжки мест выгрузки войск и поездов, идущих к фронту, были очень сильными. На удалении от фронта враг бомбил железнодорожные узлы, не задумываясь об их сохранности.
Принятые меры не могли уберечь железнодорожную технику, линии и объекты инфраструктуры от разрушения. К 10 октября 1941 года, задолго до того, как немецкие войска были остановлены, потери паровозного парка были существенными: 1185 паровозов было оставлено на оккупированной территории. Сколько из них было оставлено неповреждёнными, а сколько было выведено из строя – сказать невозможно. Слишком стремительным было немецкое наступление. Кроме того, на территории, контролируемой Красной армией, было разбито 55 и повреждено 589 паровозов.

– Что делали, чтобы спасти технику?
– Железнодорожники до последней возможности старались эвакуировать паровозы и вагоны, но не всегда это удавалось. Основные потери подвижного состава были там, где железные дороги оказывались отрезанными противником.
Паровозы современных для тех лет серий – ФД, ИС, СО, Су – старались эвакуировать заблаговременно, переводя движение на участках, обслуживаемых ими, на менее мощные паровозы. Это позволило спасти от противника большую часть современных машин.
Например, часть паровозов СО с Южной железной дороги эвакуировали в Рязань, где они продолжили работу. Многие паровозы отправляли на Томскую и Западно-Сибирскую дороги, где для них создавались специальные базы запаса. Эти паровозы содержались в исправном состоянии и по мере необходимости вводились в работу.
Из окружения железнодорожную технику вывозили всеми возможными путями. Например, из осаждённой Одессы паровозы пытались эвакуировать на плавучих доках. Из блокированного Ленинграда на специальных баржах через Ладожское озеро было вывезено около 130 паровозов, которые стали работать на вновь построенной Северо-Печорской железной дороге, а также на прифронтовых участках.
Эвакуировали и железнодорожные предприятия. В 1941 году 38 эшелонами оборудование и 4063 работника, в том числе и членов семей, Людиновского локомобильного завода эвакуируют на Волгу. Большей частью в Сызрань, а частично – в Балаково, Энгельс и Куса на Урале. В Сызрани на базе эвакуированного Людиновского локомобильного завода был построен Сызранский локомобильный завод.

– Технику и инфраструктуру сберегали любой ценой. А людей?
– Военное положение на железных дорогах в СССР ввели только в апреле 1943 года. До этого момента НКПС вполне хватало довоенного запаса прочности. В Указе президиума Верховного совета СССР говорилось: «Подавляющее большинство рабочих и служащих железнодорожного транспорта честно и добросовестно выполняют свой долг перед Родиной. Наряду с этим некоторая часть рабочих и служащих железнодорожного транспорта, составляющая незначительное меньшинство работников транспорта, проявляет недисциплинированность, безответственное отношение к делу и вносит тем самым дезорганизацию в работу железнодорожного транспорта. Нельзя допустить, чтобы недисциплинированное меньшинство рабочих и служащих железнодорожного транспорта срывало бесперебойное снабжение фронта и мешало честным труженикам железнодорожного транспорта выполнять свой долг перед Родиной». Несомненно, многие случаи нарушения дисциплины были следствием тех трудностей, которые железнодорожники вынуждены были преодолевать в самый тяжёлый период войны.
Если технику и инфраструктуру было решено беречь любой ценой, то работников железной дороги в первые годы войны берегли не так, как могли бы. В стране в связи с военным временем действовал общий план мобилизации, и железнодорожники его выполняли. Например, на работников локомотивных бригад бронь не распространялась. Многие ушли на фронт добровольцами и погибли в первые месяцы войны. Железная дорога теряла ценные кадры. Поэтому с 1942 года работников локомотивных бригад призывать перестали. А тех, кто уцелел во время сражений, возвращали обратно на свои рабочие места.

Беседовала Анна Героева

День железнодорожника

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Храм сибирских путей 125 лет назад на железных дорогах страны появился первый в истории вагон-церковь

Популярное из регионов

Прямой эфир