Инфраструктура / 10.06.21 08:39

Экологическая стратегия и тактика

На Октябрьской магистрали впервые на сети создан проектный офис для реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД»

На Октябрьской магистрали впервые на сети создан проектный офис для реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» | Инфраструктура
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Во вторник, 8 июня, на ОЖД прошло первое заседание проектного офиса по реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» до 2030 года на полигоне дороги. Его работой будет руководить начальник ОЖД Виктор Голомолзин. На заседании рассмотрено пять проектов по четырём ключевым темам: охрана атмосферного воздуха, защита от шума, охрана и рациональное использование водных ресурсов, обращение с отходами производства и потребления. Проекты должны быть запущены до 2025 года.

Вопросам экологии на Октябрьской дороге и раньше уделялось большое внимание. Однако затрагивались они в основном на технико-технологических советах, при обсуждении других производственных проектов.

Поводом для создания проектного офиса для целенаправленного обсуждения и решения проблемных вопросов в сфере охраны окружающей среды стало объявление 2021-го Годом экологии в ОАО «РЖД».

Ещё одним побудительным мотивом послужило выступление генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова на IX Невском международном экологическом конгрессе, где он рассказал об Экологической стратегии компании и её вкладе в достижение целей устойчивого развития, выдвинутых Организацией Объединённых Наций и активно внедряющихся во всём мире («Гудок» № 92 от 31 мая 2021 года).
«Сегодня грузоотправители и грузополучатели в Европе выбирают те транспортные компании, которые работают по «зелёным» стандартам и при перевозке наносят наименьший вред природе. Чтобы оставаться конкурентоспособными и быть в числе лидеров по оказанию транспортно-логистических услуг, нам необходимо соответствовать требованиям и ожиданиям заказчиков», – подчеркнул на заседании проектного офиса Виктор Голомолзин.

Как отметил в своём выступлении начальник Центра охраны окружающей среды ОЖД Игорь Ладыгин, в ходе реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» с 2007 по 2020 год количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократилось в два раза, парниковых газов – на 20%, потребление воды уменьшено более чем в два раза, а доля обезвреженных и отправленных на переработку отходов составляет 83%.

На первом заседании проектного офиса были рассмотрены пять проектов, направленных на решение основных задач в ходе реализации Экологической стратегии холдинга. Каждый проект – разработка рабочей группы конкретной дирекции или организации, однако в её состав могут входить и представители других предприятий, служб и структурных подразделений, в зависимости от направленности разработки. Помимо начальника Октябрьской дороги курирует работу проектного офиса и.о. главного инженера ОЖД Виктор Иванов.

Проект Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению «Организация системы мониторинга сброса сточных вод» направлен на охрану и рациональное использование водных ресурсов. Его цель – снижение негативного воздействия на систему централизованного водоотведения и снижение платы за превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов до нулевого значения. Октябрьская дирекция по тепловодоснабжению является балансодержателем основных канализационных сетей на полигоне ОЖД и сотрудничает со всеми ресурсоснабжающими организациями в части приёма, передачи и транспортировки сточных вод. Сейчас очистные сооружения дороги не предназначены для очистки сточных вод от отходов, содержащих нефтепродукты, поэтому их следует локально собирать, отделять и утилизировать на специализированных полигонах, не допуская их попадания в централизованную сеть. Проект предполагает установку промежуточного комплекса оборудования – ёмкости (колодца) с датчиком, улавливающим содержание нефтепродуктов в сточной воде, и автоматической системой, перекрывающей их поступление по коллектору и перенаправляющей во временные накопительные ёмкости.

В пассажирском комплексе планируется осуществление проекта Северо-Западной дирекции скоростного сообщения по организации раздельного сбора отходов в вагонах высокоскоростного электропоезда «Сапсан». Самый технологически оснащённый и передовой подвижной состав ОАО «РЖД» – визитная карточка компании, поэтому внедрение «зелёных» трендов здесь как никогда актуально. Так, использование специализированной модифицированной тележки позволит увеличить на 7% к уровню прошлого года долю раздельного сбора мусора и вторичного его использования. К трём имеющимся фракциям – бумага, чистый пластик и прочие отходы – добавится стекло и металл. Реализация проекта позволит повысить вклад в культуру раздельного сбора отходов и больше вовлекать пассажиров в вопросы рационального природопользования.

В процессе реализации Экологической стратегии Октябрьская дорога тесно сотрудничает с профильными вузами: Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики, Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Санкт-Петербургским горным университетом. В частности, ПГУПС представил проект по снижению шума в помещениях линейных объектов, находящихся вблизи железной дороги, во время прохождения грузового поезда на 8,5 дБ. Предложено использовать подбалластные виброгасящие маты, которые можно уложить в балластную призму вместо геотекстильного слоя. Они сокращают уровень динамического воздействия от прохода грузового подвижного состава, благодаря чему снижается до приемлемых величин риск раздражения на шум и нарушение сна.

Горный университет представил проект по утилизации жидких отходов посредством термической обработки осадков сточных вод с последующим использованием золы. Таким образом, может быть увеличена доля отходов, вовлекаемых во вторичный оборот, – их можно применять для производства строительных материалов, например лёгкого золобетона.

Октябрьская дирекция моторвагонного подвижного состава представила проект по внедрению подвижного состава на автономной тяге для минимизации воздействия на окружающую среду и снижения затрат на топливно-энергетические ресурсы в три раза. Для опытной эксплуатации предлагается изготовить один вагон с аккумуляторной батареей, который будет включён в состав «Ласточки», курсирующей по маршруту Санкт-Петербург – Луга – Псков. Плюсы от внедрения проекта – снижение выбросов углекислого газа на 5745 тонн в год, отсутствие необходимости на неэлектрифицированных участках строить контактную сеть и тяговые подстанции, снижение воздушных шумов. Кроме того, стоимость киловатт-часа на 1 км у аккумуляторов в три раза меньше по сравнению с дизель-генераторной установкой. Из возможных рисков – работоспособность батарей в период низких температур, ограниченное плечо обслуживания до 150 км (далее требуется подзарядка в течение часа). Кроме того, возникает вопрос о дальнейшей утилизации вышедших из строя аккумуляторов, так как в России пока не существует технологии для этого.

Точечное рассмотрение каждого проекта, составление технико-экономических обоснований, закупка необходимого оборудования и опытная эксплуатация намечены на 2022 год. Осуществить проекты и рассмотреть итоги их реализации планируется до 2025 года.

Ольга Беляева, Санкт-Петербург

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Окно в Европу Окно в Европу
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Актуальное