Инфраструктура / 21.04.21 08:39

Новый вокзал на окраине Москвы

Появление Восточного – терминала Черкизово поможет снизить нагрузку на центр столицы

Появление Восточного – терминала Черкизово поможет снизить нагрузку на центр столицы
 | Инфраструктура
фото:Павел Кассин/ ИД «Гудок»

Впервые за последние 100 лет в Москве будет открыт новый железнодорожный вокзал, через который транзитом через столицу отправятся сотни тысяч пассажиров ежегодно. Мощности вокзала Восточный – терминала Черкизово помогут разгрузить центр города  и Курский вокзал, который на днях закроют на реконструкцию. Историческое, техническое и экономическое значение нового вокзала бесспорно, заверили «Гудок» специалисты.

Все на восток



Кругом кипит работа, местами опасная



Заместитель генерального директора компании «Азимут» Сергей Тарарин показывет дизайн-проект комплекса



Электрогазосварщик Алексей Новосельцев со своей бригадой проводит монтажные работы



На вокзале строят две платформы: низкую – для скоростных поездов и высокую – для поездов дальнего следования



Восьмиметровый перепад высот выровняли за счёт сотен тонн гранитного камня



Восточный – терминал Черкизово будет транзитным вокзалом

Первый скорый поезд Кисловодск – Санкт-Петербург пройдёт через вокзал Восточный – терминал Черкизово 27 мая. Пройдёт без остановок, то есть мимо.

«Вокзал Восточный – терминал Черкизово – транзитный, примерно как Савёловский, Белорусский или Курский, с которого сюда, в Черкизово, переводят 27 пар поездов дальнего следования. Они всё так же будут идти через Москву из Санкт-Петербурга и Мурманска в Анапу, Ижевск, Челябинск, Новороссийск, Кисловодск, Махачкалу и другие российские города», – говорит «Гудку» начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств Роман Цуканов.

«Расписание ответственная дирекция уже подготовила. Первый поезд сделает здесь остановку 28 мая в 23 часа 28 минут, а у нас продолжается завершающая стадия строительства объекта», – рассказывает заместитель генерального директора компании «Азимут» Сергей Тарарин, ступая чёрными ботинками в серую промышленную пыль по пути с нулевого этажа на второй.

Общая площадь комплекса составит 9,6 тыс. кв. м, площадь пассажирского терминала – 4,2 тыс. кв. м.

Кругом кипит работа, местами опасная: под самым потолком на стремянке сидят два молодых человека, которые прилаживают навесные панели, третий аккуратно, сантиметр за сантиметром, продвигает стремянку по мере необходимости вперёд. Ещё два рабочих обкладывают лестницу плиткой и просят ступать правее, где клей уже взял своё. Летят искры – трое рабочих в масках проводят сварочные работы для установки каркаса для метродверей в конце перехода «сухие ноги», в двух метрах от этой бригады ещё двое красят что-то белой краской. Это обычный рабочий день на стройплощадке Восточного.

Вокзал возводится начиная с января прошлого года. По проекту Восточный будет работать в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) Черкизово, объединяющего станцию «Черкизовская» Сокольнической линии метро, станцию Московского центрального кольца (МЦК) Локомотив и наземный городской транспорт.

Раньше здесь был пустырь, виднелись вагоны предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), у которого ОАО «РЖД» выкупило часть земли под строительство нижней платформы и вскоре выкупит ещё одну часть, чтобы построить перехватывающую парковку.

Торжественное открытие вокзала намечено на 29 мая.

Чтобы сдать проект вовремя, работа идёт круглосуточно: в две смены здесь трудятся почти 300 человек. Первая рабочая смена начинается утром. В 8.30 в крайней бытовке идёт планёрка, на которой за длинным столом обсуждают текущее положение дел. Вторая планёрка проводится здесь же в 20.30, на ней подводят итог дня и готовят следующий.

Рабочие здесь служат вахтовым методом, почти все приехали из разных регионов, одна половина живёт в бытовках неподалёку от стройплощадки, вторая – в хостелах в Измайлово. «У нас тут строго. Регулярно, примерно трижды в неделю, проверяют на трезвость, каждому работнику предлагают дыхнуть в трубку. Бывали и отчисления за нарушения. Трезвость – норма», – говорит «Гудку» комендант – высокая ухоженная женщина Татьяна Тюрина.

Там и тут мелькают оранжевые и белые каски. Уже возведён каркас здания, ведётся его отделка изнутри, установлены эскалаторы, монтируют лифты, в переходе «сухие ноги» рабочие монтируют проводку на нулевом этаже. Их коллеги прокладывают коммуникации, электричество и воду.

Совсем недавно гранитным камнем выкладывали неровности на подъезде к будущему вокзалу: из-за особенностей рельефа перепад (от Щёлковского шоссе и Восточной хорды до нижней платформы вокзала) составлял почти восемь метров, но его выровняли за счёт сотен тонн гранитного камня, который ещё несколько дней будет видеть каждый, кто проходит по облицованной нижней платформе. Но скоро камень закроют облицовкой.


Две платформы и пять путей

Будущий вокзал предназначен для транзитных поездов. Для того чтобы организовать здесь бесперебойное и безаварийное движение, построили две платформы.

Перевозчик – Дирекция скоростного сообщения – с Курского вокзала сегодня отправляет четыре пары поездов: «Ласточки» Москва – Иваново (три пары) и «Сапсан» Санкт-Петербург – Нижний Новгород. С 29 мая расписание скоростных поездов изменится. «На Курском вокзале останется только одна пара «Ласточек» отправлением из Москвы 1.56, прибытием в Москву в 4.50 (ночная) и «Сапсан». Остальные три пары «Ласточек» будут отправляться от ТПУ Восточный. Перенос пункта отправления на ТПУ Восточный необходим для выполнения работ по развитию инфраструктуры на участке Москва-Каланчёвская – Москва-Курская», – говорит «Гудку» начальник Дирекции скоростного сообщения Антон Петров.

Высокая островная платформа под номером три предназначена для поездов дальнего следования.

Поезда прибудут в московский район Черкизово с разных радиальных направлений и к вокзалу подъедут по третьему (транзитному) пути МЦК, который является ещё и главным путём этой круговой дороги. «Специально для движения переведённых сюда пассажирских поездов были реконструированы три километра перегона Лефортово – Кусково на МЦК, но через этот участок пойдёт только часть поездов. Другая часть поездов доедет до Восточного – терминала Черкизово через Перово и Андроновку. Правда, какие поезда и когда именно, будет ясно в начале мая», – говорит «Гудку» начальник станции Черкизово Александр Ерошкин.

Поезда, для которых Восточный – терминал Черкизово будет конечной станцией, прибудут на другую сторону платформы, то есть на пятый путь, вокруг которого в эти минуты рабочие копают траншею для прокладки водяных труб. Поезда будут заправлять по мере необходимости водой.

Пришлось поработать с путями и на будущем вокзале. Один из путей, ближайший к высокой платформе, переносили на несколько метров. Делать это монтажникам пришлось три часа в дневное время и три часа – в ночное, не нарушая движения поездов по ним. Перенести и проложить пути у нижней платформы удалось быстрее, по ним поезда не ходили. Прежде чем по путям пройдёт первый поезд, надо было немало потрудиться. «Пути изначально лежали не здесь, их пришлось переносить, когда шло проектирование и строительство платформы. Работали мы не круглосуточно, а в строго отведённое время, три часа ночью и три часа днём», – говорит «Гудку» Сергей Тарарин.

Низкая (береговая) платформа под номером четыре предназначена для скоростных поездов. Она почти готова к сдаче, на ней валом лежат новые упаковки клея, композитные нержавеющие панели для облицовки фасада и козырька платформы, инструменты. Всё указывает на идущий вовсю процесс. В распоряжении рабочих находится спецтехника с люлькой грузоподъёмностью 250 кг, способная поднять троих взрослых мужчин на пять метров. Сейчас их в люльке двое, они берут композитные листы, каждый из которых не менее 1 кв. м, поднимают их в люльке вверх и прилаживают в нужное место, облицовывая ими козырёк.

Разговоров почти не слышно, вдалеке гулко бьёт молоток, иногда в апрельский день врезается идущая по МЦК «Ласточка».

Общая площадь пассажирских платформ с навесами на всю длину составляет 5,4 тыс. кв. м. Между платформами Восточного – терминала Черкизово находятся пять путей, которые в прошлом использовали под нужды ППЖТ. Грузовые вагоны будут пригонять сюда на отстой и в будущем, хотя ни ППЖТ, ни цементного завода, цеха которого возвышаются около строящегося терминала сейчас, не будет близ ТПУ Восточный через несколько месяцев. По градостроительному плану здесь должна появиться перехватывающая парковка.

Для пассажиров, как и для поездов, тоже продумана схема движения. По словам Сергея Тарарина, с вокзала будет два выхода: первый – в сторону станции метро «Черкизовская» и стадиона «РЖД Арена» и второй – в сторону улицы Амурская. «Совершить пересадку на метро и МЦК пассажиры смогут за считаные минуты по новому надземному пешеходному переходу длиной 50 м, организованному по принципу «сухие ноги», – говорит Сергей Тарарин.


Транзит разгрузить велит

Первый вокзал столицы, Ленинградский, открыли в 1851 году. Последним, в 1901-м, открыли Рижский. Следующий вокзал откроют только спустя век.
«В своё время каждый вокзал строился на окраине, на пустом месте, подальше от жилых домов – в том числе и в целях противопожарной безопасности. В целом центральный железнодорожный узел было выгоднее строить именно в Москве, а не, например, в Санкт-Петербурге. Географическое положение столицы таково, что сюда ведут разные пути, в том числе и транзитные. Поэтому транзитные вокзалы Москвы – это весьма важный момент транспортного развития столицы и России. Самый большой транзитный вокзал в России – Курский. Будущий Восточный – терминал Черкизово тоже важен, но в отличие от Курского он не так удачен с точки зрения логистики: в распоряжении граждан окажется только Сокольническая ветка метро, которая, к слову, будет перегружена», – говорит «Гудку» историк Юрий Егоров.

Действительно, как заявлял заместитель мэра Москвы Пётр Бирюков, с открытием Восточного – терминала Черкизово пассажиропоток ТПУ Черкизово возрастёт до 74 тыс. пассажиров в сутки, 24,5 тыс. из которых будут пассажирами поездов дальнего следования. Кроме того, к 2025 году население в близлежащем районе Гольяново вырастет до 80 тыс. человек, то есть Черкизово станет одним из крупнейших московских транспортных узлов с суточным потоком 133 тыс. человек.

Представители московских властей подчёркивали, что, несмотря на неудобную на первый взгляд логистику, появление Восточного поможет снизить нагрузку на центр города: по оценкам Департамента транспорта города Москвы, на станции метро «Курская» Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, а также «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии снизится на 25 тыс. Кроме этого, Восточный – терминал Черкизово разгрузит ещё и Курский вокзал в связи с запуском Московских центральных диаметров (МЦД) – № 2 Подольск – Нахабино и будущего МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная, запуск которого намечен в 2023 году.


Большие перемены

Первоначальный проект Восточного – терминала Черкизово несколько отличался от того, что сейчас строят у станции МЦК Локомотив.

В 2018 году с появлением первой версии проекта в Гольяново планировали открыть обычный транспортно-пересадочный узел, подобный тому, который уже есть, например, на Окружной, где в одной точке пересекаются метро, МЦК и МЦД, по которому на аэроэкспрессе можно добраться до Шереметьево. Однако по ходу дела проект с рабочим названием «ТПУ Черкизово» решили трансформировать и сделать из него полноценный вокзал. В строительных планах вокзала появилось место для зала официальных делегаций, комнаты матери и ребёнка, комната полиции и, конечно, фуд-корт. «Если решено, что вокзал будет работать круглосуточно, то мы должны обеспечить и комфортные условия для пассажиров, что и сделаем. Правда, с учётом появления новых помещений нам пришлось построить ещё один дополнительный этаж и улучшить коммуникации», – сказал заместитель начальника производственно-технического отдела дистанции по обслуживанию пассажирских обустройств Малого кольца Московской дороги Сергей Чухлебов.

На новом вокзале все коммуникации будут продуманы до мелочей, уверяют рабочие. Например, в здании вокзала будут действовать системы противопожарной безопасности, интерьеры всех помещений будут выведены на пульт управления к диспетчеру. «Отдельной и непростой темой была вентиляция, ведь вокзал стоит на пересечении трёх транспортных путей, системы воздухоочистки и вентиляции будут одними из самых современных в мире», – говорит «Гудку» прораб компании «Гарант-строй» Дмитрий Михеев. На крыше вокзала стоят современные вентиляционные приборы, она находится под навесом, который укрывают композитными нержавеющими плитами. В день нашего визита было уложено 20 таких, рабочие сказали, что вышли на финишную прямую.

Перемена интерьеров и функций вокзала повлекла за собой и смену его названия. В бытовке, где ежедневно проходят планёрки, на стене висит ватман с изображением будущего вокзала, на нём он называется «ТПУ Черкизово». В первых числах апреля исполнитель проектно-изыскательских работ АО «Центр технологического развития» направил письмо генеральному директору ООО «РЖД Строй-Проект» с просьбой утвердить дизайн-проект фасадных вывесок для согласования. Согласно новому документу, полное название нового вокзала будет звучать как «Восточный ТПУ Черкизово» с логотипами РЖД и «Московского транспорта».

Анна Героева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Дорога из Берлина Дорога из Берлина
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →