Инфраструктура / 20.04.21 08:48

Углю откроют путь из Якутии

Для завершения проекта БАМа-1 холдингу нужно достроить и ввести в эксплуатацию 115 объектов

Для завершения проекта БАМа-1 холдингу нужно достроить и ввести в эксплуатацию 115 объектов | Инфраструктура
фото:ДВЖД

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров на брифинге в минувший четверг рассказал о ходе строительства на Восточном полигоне и планах по развитию якутского кластера для вывоза угля с месторождений региона. Компания мобилизует силы на БАМе, чтобы завершить в этом году первый этап работ и приступить ко второму, параллельно прорабатывая сценарии дальнейшего увеличения пропускных способностей.

В ОАО «РЖД» Андрей Макаров курирует вопросы строительного комплекса. Последние три года, по его словам, компания наращивает объёмы строительства на 22–25% ежегодно, причём этот темп удалось удержать, даже несмотря на пандемию. В этом году стоит задача обеспечить рост на 33% по отношению к 2020 году.

Основной стройплощадкой остаётся Восточный полигон. «Сейчас мы одновременно реализуем два проекта на Востоке. Заканчиваем первый этап, который позволит нам перевозить в порты Дальнего Востока 144 млн тонн, и начинаем строительно-монтажные работы по второму этапу», – сообщил Андрей Макаров.

Для завершения проекта БАМа-1 компании нужно достроить и ввести в эксплуатацию 115 объектов, в основном речь идёт о реконструкции станций, прокладывании вторых путей и создании разъездов. Так, до конца года будет построен второй путь на перегоне Тайшет – Тагул, который соединяет Восточно-Сибирскую и Красноярскую дороги. Также в текущем году начнётся подготовка к строительству более чем полусотни объектов, относящихся ко второму этапу развития БАМа. Как ранее писал «Гудок», вторые пути на участке Улак – Февральск Дальневосточной магистрали протяжённостью 330 км будут строить Железнодорожные войска РФ. Переброска сил и технических средств в зону производства уже началась. Андрей Макаров уточнил, что Желдорвойска займутся формированием земляного полотна, строительством искусственных сооружений и верхним строением пути – общая стоимость работ составит порядка 2,5–3 млрд руб. на 2021–2023 годы.

Привлечение к строительству Железнодорожных войск частично решает проблему с нехваткой рабочей силы в регионе, отметил Андрей Макаров. По оценке ОАО «РЖД», для выполнения всех запланированных проектов на Восточном полигоне в текущем году потребуется 15 тыс. рабочих. Пока там трудятся 4,5 тыс. человек, но до открытия сезона работ ещё есть некоторое время – активное строительство начнётся только после того, как растает снег.

Тем не менее определённое беспокойство по поводу организации строительных работ на некоторых участках Восточного полигона в компании есть. «В прошлом году из-за пандемии мы не досчитались на БАМе порядка 3–4 тыс. работников из ближайшего зарубежья, из-за этого в полной мере не удалось выполнить все планы, – сказал Андрей Макаров. – Кроме того, в регионе есть дефицит работоспособных подрядных организаций, поэтому мы максимально пытаемся перебазировать на Восточный полигон предприятия из европейской части России».

На все строительно-монтажные работы на Восточном полигоне ОАО «РЖД» в 2021 году планирует потратить до 90 млрд руб. (без учёта проектирования и поставок оборудования и материалов), а в целом лимит по году установлен в размере 134 млрд руб. Однако значительный рост цен на металл, который фиксируют на рынке с конца прошлого года, может внести корректировки в стоимостные параметры. Только за март, по данным Главгосэкспертизы, стоимость металла выросла на 5% (рост от 50 до 80% к уровню прошлого года в зависимости от типа продукции). Реализация первого и второго этапов развития БАМа позволит к 2024 году увеличить пропускную способность до 180 млн тонн в год, но в ОАО «РЖД» уже планируют дальнейшие действия по расширению возможностей полигона. В компании сейчас прорабатывают варианты обхода второго Северомуйского тоннеля. Этот вопрос был поднят на встрече генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова с президентом Владимиром Путиным. Варианты обхода, предложенные Росжелдорпроектом, слишком дорогостоящие и трудновыполнимые, поэтому проектировщикам поручили продумать более подходящие варианты.

Кроме того, как рассказал Андрей Макаров, в РЖД уже начали обсуждать третий этап развития БАМа – так называемый якутский кластер. Проект потребовался в связи с кратным ростом объёмов добычи угля в Дальневосточном федеральном округе. «Совокупное увеличение планируемых к вывозу грузов относительно параметров второго этапа – 36 млн тонн к 2024 году. Естественно, со вторым этапом эти объёмы никак не согласованы, поэтому мы с коллегами проработали проекты – назовём их третьим этапом развития БАМа, – которые включают в себя и эти потребности угольной отрасли», – сказал он.

Чтобы вывезти дополнительные объёмы угля, ОАО «РЖД» потребуется проложить сплошные двойные пути от Тынды до Комсомольска-на-Амуре и до Ванино. Часть участков предполагается в будущем электрифицировать. По примерным подсчётам, которые озвучил Андрей Макаров, вариант без электрификации обойдётся компании в 350 млрд руб., а с электрификацией потребуется 700 млрд руб. На эти цели ОАО «РЖД» рассчитывает привлечь средства из Фонда национального благосостояния. Если предложение будет поддержано правительством, в компании готовы уже начинать прорабатывать будущий проект и выполнить большую часть на горизонте 2025–2026 годов. К слову, это не единственный проект, на который планируется привлечь средства из ФНБ. Второй – это Центральный транспортный узел. Программой по его развитию определено три источника финансирования: это собственные средства ОАО «РЖД», поступления из госбюджета и бюджета Москвы. В настоящее время из госбюджета на этот проект недополучено порядка 105 млрд руб., именно эти средства предлагается компенсировать из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Дорога из Берлина Дорога из Берлина
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →