Инфраструктура / 20.04.21 08:43

Украина начнёт реформирование железнодорожного сектора страны

«Укрзализныця» будет разделена на отдельные сегменты по видам деятельности

«Укрзализныця» будет разделена на отдельные сегменты по видам деятельности | Инфраструктура
фото:123RF/Legion-Media

Кабинет министров Украины утвердил «Национальную экономическую стратегию – 2030». Документ описывает  организационное и финансовое разделение «Укрзализныци» (УЗ) на отдельные сегменты по видам деятельности. Кроме того, правительство поручило нескольким министерствам страны совместно разработать новую тарифную систему железнодорожных перевозок до 2022 года.

Проведённый правительством аудит железнодорожного сектора показал высокую степень изношенности большинства активов УЗ. Согласно исследованию по состоянию на конец 2020 года из 26,7 тыс. км путей 6,4 тыс. км требуют капитального ремонта. Ещё 2,7 тыс. км – реконструкции.

Критической проблемой является состояние подвижного состава. Износ парка превышает 90%. Доля частных грузовых вагонов в 2019 году составила 58%, и большинство из них находятся в лучшем состоянии, чем подвижной состав УЗ, – 41% из них приобретены в 2017–2019 годах.

Правительство ставит перед УЗ задачу до конца 2023 года приобрести 100 единиц тягового подвижного состава.

Стратегия также предусматривает модернизацию и строительство новых линий. До конца 2022 года УЗ должна завершить электрификацию линии Ковель – Изов – Госграница стоимостью 68,28 млн грн (около 2 млн евро). Также за это время компания построит второй путь с электрификацией линии в направлении Долинская – Николаев – Колосовка.

Ещё одним запланированным проектом является экспериментальное обновление железнодорожного движения по маршруту Румыния – Украина – Словакия на участке Викшань – Вадул-Сирет – Черновцы – Коломыя – Рахов. Подготовку технико-экономического обоснования проекта профинансирует Черновицкая областная администрация.

Для создания конкуренции на рынке железнодорожных перевозок стратегия предлагает реструктуризировать УЗ. Правительство считает главной проблемой устарелую структуру компании, поскольку выход на рынок перевозок приватной тяги затруднён из-за предприятия-монополиста. Решение этой проблемы видят в создании четырёх функциональных вертикалей УЗ – операторов грузовых и пассажирских перевозок, компании по сервису и ремонту, оператора железнодорожной инфраструктуры.

По словам генерального директора Федерации работодателей транспорта Украины Владимира Гусака, УЗ должна обеспечить доступ к инфраструктуре всем участникам рынка, а реорганизация компании необходима для чёткого разделения функций перевозчика.

«Должен быть создан оператор инфраструктуры, и обязательно нужно создавать конкурирующий климат на рынке железнодорожных перевозок. Необходимо выделить в отдельную структуру УЗ оператора пассажирских перевозок и определить, как будут компенсироваться пассажирские перевозки. Нужно обеспечить конкуренцию там, где она должна быть, – на рынке грузовых перевозок, где надо создать несколько операторов. Особенно важно провести реформу тарифной системы компании», – заключил Владимир Гусак.

Действующий сборник тарифов на перевозку грузов был создан по операционным и экономическим показателям работы железных дорог в 2007–2008 годах. Разработчики сборника планировали его обновить через 5–7 лет. Поскольку до сих пор действует старая версия документа, участники рынка начали жаловаться на несовершенную систему тарифов.

Как рассказал заместитель директора Департамента по тарифной и договорной работе УЗ Валерий Ткачев, компании давно надо менять действующий уровень тарифов.

«С тех времён изменились эксплуатационные показатели работы железной дороги. Существенно уменьшилась грузовая база железных дорог. Например, в 2007–2008 годах объём грузовых перевозок составлял 480–500 млн тонн, а в 2020 году – всего 305,5 млн тонн. Также за эти годы увеличился частный парк вагонов, появился конкурентный рынок. Изменилась экономическая модель функционирования железнодорожного транспорта. В пилотном режиме начали внедрять частную магистральную тягу, имеем сейчас конкурентный рынок вагонов, где общая доля вагонов УЗ, задействованных в перевозке, составляет только 30%», – пояснил Валерий Ткачев.

Арина Белан

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Дорога из Берлина Дорога из Берлина
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →