Инфраструктура / 07.04.21 08:40

Сбои на рельсовой цепи заметит прибор

На ВСЖД прошло опытное тестирование комплекса для анализа работы автоматической сигнализации

На ВСЖД прошло опытное тестирование комплекса для анализа работы автоматической сигнализации
 | Инфраструктура
фото:ИрЦУАТ

На прошлой неделе на Восточно-Сибирской дороге завершились испытания малогабаритного комплекса для оперативного расследования и устранения причин сбоев автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛСН) на всём протяжении рельсовой цепи. Его разработали ведущие инженеры Иркутского центра устройств автоматики и телемеханики (ИрЦУАТ) Сергей Ершов и Андрей Старкин.

Устройство представляет собой электронный блок в металлической коробке размером 21х12х4 см на базе микропроцессора с применением высокоточных усилителей, мультиплексоров, фильтров и небольших по размерам приёмных катушек, которые устанавливаются на приёмные катушки для считывания показаний напольных светофоров, установленные на корпусе грузового электровоза или мотовоза, и передают по кабелю информацию о коде АЛСН, сбоях, возникающих в рельсовых цепях, на ноутбук со специализированным программным обеспечением, позволяя тут же квалифицировать причину его возникновения.

Общий вес комплекса, получившего название ALSignal, – 500 г. Для установки всех его элементов на тяговом подвижном составе необходимо пять минут. Столько же времени требуется для снятия с него. Стоимость материалов для комплектации одного устройства – 20 тыс. руб.

Свои диагностические возможности разработанное Ершовым и Старкиным устройство уже продемонстрировало на горно-перевальном участке Большой Луг – Слюдянка, здесь его тестировала в течение минувшего года команда специалистов Слюдянской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, представителей ИрЦУАТа и лаборатории СЦБ автоматики и телемеханики.

Этот участок ВСЖД, по словам Сергея Ершова, был выбран для испытаний не случайно. Большое количество кривых малого радиуса, затяжных подъёмов и спусков приводит к быстрому износу рельсов, здесь высока вероятность возникновения сбоев АЛСН.

Сегодня на сети дорог диагностику пути ведёт специализированный вагон-лаборатория, аппаратура которого измеряет параметры кодов АЛСН на всём протяжении рельсовой цепи участков перегонов. По главному ходу ВСЖД такой вагон-лаборатория проходит раз в квартал. На остальных – один-два раза в год. На расследование и устранение причин сбоев АЛСН даётся не более трёх дней. Но, как показала практика, этого недостаточно: на дороге возросли количество тяжеловесных и длинномерных поездов, их интенсивность движения. Повысилась, следовательно, и вероятность возникновения такого рода неисправностей.

– С учётом этих факторов и принимая во внимание, что дистанции СЦБ не располагают техническими средствами диагностики, которые бы позволяли им с высокой степенью достоверности проводить расследование причин сбоев АЛСН, мы и поставили перед собой задачу: разработать такое портативное устройство, которое бы давало возможность линейным предприятиям службы автоматики и телемеханики самим выполнять эту операцию, – пояснил Сергей Ершов.

По словам разработчиков, самая большая сложность при реализации проекта для них заключалась в том, чтобы данное устройство было универсальным и позволяло измерять сигналы АЛСН с параметрами частот 25, 50 и 75 Гц, на которых работают рельсовые цепи перегонов в границах ВСЖД. И это условие ими было успешно выполнено. Устройство позволяет измерять все импульсы и интервалы каждого из названных кодов АЛСН. Способно оно это делать и на перегоне Большой Луг – Подкаменная – единственном участке ВСЖД с частотой кода АЛСН 75 Гц.

Работа по созданию комплекса заняла около года. За это время была написана программная часть и полностью выполнен монтаж технической части устройства.

– С точки зрения эксплуатации ALSignal не нуждается в планировании специального подвижного состава, – оценил рабочие характеристики устройства начальник Слюдянской дистанции СЦБ Илья Глазков. – Важнейшее его достоинство – способность с высокой точностью и без погрешностей фиксировать помехи не только в прямых, но и в кривых малого радиуса участках пути, а также в местах частой смены рельсов и там, где не проводится их размагничивание. Отлично себя проявил он на работах, связанных с вводом в действие блокпостов, где необходима проверка двусторонней автоблокировки, при переводе её с одного типа на другой, на операциях проверки кодирования. Причины выявленных им сбоев подтверждаются почти стопроцентно.

Свою эффективность ALSignal показал в марте этого года при запуске на железнодорожном перегоне Ангасолка – Слюдянка-2 в эксплуатацию новой системы микропроцессорной централизации, обеспечивающей интервальное регулирование движения поездов с подвижными блок-участками. Устройство было установлено на электровоз и задействовалось в измерении кодов рельсовой цепи при движении его по правильному пути на всём этом перегоне. В ходе исследования им было выявлено несколько замечаний в работе рельсовых цепей участка и установлены их причины, которые возникли из-за отклонений, допущенных при монтаже оборудования системы автоблокировки тональной частоты АБТЦ-МШ.

30 марта комплекс был задействован при измерении амплитуды кодов АЛСН второго пути перегона Слюдянка-2 – Ангасолка.

Как отметили разработчики, в дальнейшем ALSignal будет использоваться в дистанциях СЦБ как инструмент, предназначенный для внутреннего пользования.

Александр Иванов, Иркутск

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Транссиб: лоббисты и ходатаи Транссиб: лоббисты и ходатаи
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

  1. Вы курить бросили?