Инфраструктура / 30.03.21 07:34

«Газпрому» нужен полярный экспресс

Леонтий Эдер, заместитель генерального директора по перспективному развитию ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

Леонтий Эдер, заместитель генерального директора по перспективному развитию ООО «Газпром ВНИИГАЗ»
 | Инфраструктура
фото:GazProm.Ru

Чтобы использовать водород, необходимо создать цепочку из производства, хранения, транспортировки и заправки. Водородная энергетика, по сути, ещё только начинает формироваться. А на примере альтернативной энергетики мы знаем, насколько длительны циклы формирования новых энергетических укладов, которые занимают десятилетия. Правда, водородный будет формироваться быстрее.



Чтобы использовать водород, необходимо создать цепочку из производства, хранения, транспортировки и заправки. Водородная энергетика, по сути, ещё только начинает формироваться. А на примере альтернативной энергетики мы знаем, насколько длительны циклы формирования новых энергетических укладов, которые занимают десятилетия. Правда, водородный будет формироваться быстрее.

Поэтому считаем, что необходимо одновременно создавать все звенья водородной цепочки. В таких условиях возможен выход на коммерчески понятные и окупаемые проекты. ВНИИГАЗ прорабатывает вопросы полного цикла водородной энергетики и рассматривает возможности использования водорода с другими компаниями. «Газпром» производит водород, а РЖД выступают как его потребитель, потому здесь есть возможности для кооперации.

У нас есть технология получения водорода из углеводородов – это пиролиз метана. Она имеет хорошие экономические показатели с точки зрения промышленного производства, а также экологичности, поскольку у «Газпрома» есть технология закачки CO2 обратно в земные пласты. Есть возможность транспортировать водород по трубопроводам, а также и хранить его в подземных газовых хранилищах. Соответствующий проект мы разрабатываем с несколькими европейскими компаниями. Есть также проект водородной АЗС, через которую к использованию водорода может подключиться автомобильный транспорт. Мы проработали возможности сотрудничества с РЖД и полагаем, что первым опытным полигоном может стать Ямало-Ненецкий автономный округ. Там можно организовать регулярное движение водородного поезда, который бы перевозил сжиженный природный газ. У этого региона несколько преимуществ. Здесь возможно организовать промышленное производство водорода из природного газа, короткое плечо доставки водорода, что снижает углеродный след, наличие ветки Карская-Обская. Именно в районах Крайнего Севера наиболее остро стоит вопрос использования экологических технологий. В регионе есть научная станция «Снежинка». Её деятельность в том числе связана с развитием водородных технологий. Её поддерживает руководство ЯНАО. Если отработать технологии в районах Крайнего Севера, то потом их можно легко тиражировать в других местах.

Для ОАО «РЖД» есть несколько выгод из развития водородной технологии именно в этом месте. Это декарбонизация собственной деятельности, надёжные поставки топлива из близкого источника, полигон для отработки технологии с низкой загрузкой, заправки и перевозки. Для «Газпрома» также очевидны выгоды. Это также декарбонизация, продолжение добычи и применение газа из низконапорных скважин, отработки технологии создания водородных заправочных комплексов. Для обеих компаний этот проект будет иметь положительный имидж в РФ и за рубежом.



Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →