Инфраструктура / 09.12.20 07:32

В РЖД разработают меры защиты от человеческого фактора

Причиной крушения грузового поезда на Горьковской магистрали стало игнорирование двумя электромеханиками всех существующих инструкций при проведении ремонтных работ на путях

Причиной крушения грузового поезда на Горьковской магистрали стало игнорирование двумя электромеханиками всех существующих инструкций при проведении ремонтных работ на путях | Инфраструктура
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

На минувшей неделе под председательством генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова состоялся разбор причин крушения грузового поезда на перегоне Новки-1 – Тереховицы Горьковской дороги, которое произошло 16 ноября. Это событие, приведшее к гибели дорожного мастера, крупному материальному и имиджевому ущербу для компании, стало возможным потому, что два электромеханика проигнорировали все существующие инструкции при проведении ремонтных работ на путях. Объяснить свои действия они не смогли.

Ещё 12 ноября на станции Новки-1 Владимирской дистанции пути электромеханик Белов выявил на стрелочном переводе неисправность – сверхнормативный люфт в шарнирном соединении электропривода. Как пояснил на разборе начальник Горьковской дороги Анатолий Лесун, ничего никому не сообщив и не внеся неисправность в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой (ЕК АСУИ), электромеханик сам решил исправить неполадку. Перед ремонтом провёл подготовку для смены шарнира шибера.

«Электромеханики Белов и Михайлов 16 ноября в 13.52 без запроса разрешения у дежурного по станции, без выключения стрелки электрической централизации, без оформления каких-либо записей приступили к замене шарнира шибера на электроприводе остряка стрелки, – сообщил Анатолий Лесун. – Получив сообщение по парковой связи о приближении по первому главному пути грузового поезда, электромеханики, не закончив работы, отошли в сторону, не приняв каких-либо мер к экстренной остановке состава».

В 14.07 тяжёлый грузовой электровоз на скорости 72 км/ч проехал по стрелке, произошло горизонтальное смещение ведущей планки с внешнего замыкателя с выходом из оцепления кляммера и последующего отставания геоостряка от рамного рельса. Колёса провалились внутрь колеи, сошёл с рельсов локомотив и 34 вагона с мазутом. Более 9 тыс. кв. м площади залило нефтепродуктами, которые убирают до сих пор.

Уже после схода электромеханики сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) пытались восстановить крепление шибера и контрольных тяг на этой стрелке.

«Основной причиной крушения явилось нарушение технологии производства работ по замене шарнира шибера электропривода», – гласит заключение комиссии. Возбуждено уголовное дело, идёт следствие. По квалификации теперь уже подследственных никаких вопросов нет: оба трудились на железной дороге более 10 лет, имели соответствующее образование, подготовку, допуски и хорошо знали, что так работать нельзя.

«Такие работы требуют обязательного прекращения движения, поэтому здесь нарушены все процедуры, – подчеркнул первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк. – Электромеханики предполагали, что будет «чужое» технологическое «окно», и пытались выполнить свои работы без уведомления причастных. Если бы дежурная по станции была оповещена о работе, то она, конечно, не пропустила бы состав. Здесь нужно добиться того, чтобы людям просто и в голову не пришло сделать так, как это было сделано».

Владимирская дистанция СЦБ считается хорошим предприятием, занимает первое место в Горьковской дирекции инфраструктуры и 18-е – по всей сети по итогам III квартала. Это высокий показатель. Однако в данном случае свою роль сыграл человеческий фактор, ведь при выявлении неисправности работникам СЦБ, очевидно, показалось долгой и трудной процедурой оформление прекращения движения. То, что это необходимо, потому что перерыв отражается сразу на многих хозяйствах компании и все в данном случае должны действовать согласованно, явно не было принято во внимание. Всё это предположения, потому что в РЖД не удалось получить от электромехаников объяснения своих действий.

«Электромеханики СЦБ даже не придумывали каких-то сложных путей обхода барьерных функций, они просто проигнорировали требования и инструкции, – подчеркнул Олег Белозёров. – Риски на таких участках нужно подвергать тщательному и объективному анализу и оценке. В то же время нужно обеспечить полную защиту от человеческого фактора. Поэтому необходимо закрепить принципиально новую модель диагностики устройств СЦБ и доработать порядок допуска ответственных работников компании к выполнению своих должностных обязанностей».

В компании решили действовать тремя путями. С одной стороны, максимально повысить защиту инфраструктуры. В частности, будет рассматриваться предложение о том, чтобы в 718 стрелочных переводах, рассчитанных на скорость до 160 км/ч, ввести дополнительные элементы, которые будут контролировать ненадлежащее положение устройств СЦБ и в автоматическом режиме предотвращать возможность движения по таким участкам, а также ряд других мер. Во-вторых, силами руководства предприятий и профсоюза будет проведена определённая работа с людьми по программе, условно называемой «Культура правды». Здесь задачей станет изменение самого подхода к мотивации труда, когда выявление неисправности не приводит к наказанию даже в опосредованной форме, – за непредумышленную ошибку не наказывают. А вот ложь и намеренное введение в заблуждение гарантированно приводят к неприятным последствиям. Последнее особенно важно, поскольку оказалось, что при анализе информации о ремонтах, о запрашиваемых «окнах», об отключении электропитания можно было понять, что в дистанции не всё так уж и гладко, как следовало из имеющихся рейтингов.

И в-третьих, руководители компании и подразделений ещё раз проанализируют и скорректируют рабочие инструкции в различных сферах, чтобы сотрудники имели достаточно времени на ремонтные операции, увязав их с нужными типами «окон» и прекращением движения.

Игнат Вьюгин

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Предчувствие войны. Наркомат путей сообщения в 1936 году принял план третьей пятилетки Предчувствие войны. Наркомат путей сообщения в 1936 году принял план третьей пятилетки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами «У нас генетически присутствует воля к победе» Сборная России по пляжному футболу в третий раз в истории выиграла чемпионат мира. Шесть футболистов, выступавших за сборную, были призваны из «Локомотива». Капитан «Локомотива» Борис Никоноров и нападающий Федор Земсков рассказали, как выигрывали Кубок мира

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →