Инфраструктура / 27.11.20 08:14

На Горьковской дороге продолжается ликвидация последствий крушения поезда

Юрий Большаков, начальник Центра охраны окружающей среды Горьковской железной дороги

Юрий Большаков, начальник Центра охраны окружающей среды Горьковской железной дороги
 | Инфраструктура
фото:Алексей Яшпертов

16 ноября на станции Новки-1 с рельсов сошло 35 цистерн с мазутом. О ходе работ по ликвидации экологических последствий схода мы поговорили с начальником Центра охраны окружающей среды Горьковской железной дороги Юрием Большаковым.



– Юрий Николаевич, как была организована работа по устранению разлива мазута из повреждённых цистерн?

– Я прибыл на место происшествия 16 ноября к 18.00. Было организовано обследование территории, установлена площадь разлива мазута, определены первоочередные меры, а именно необходимость обваловки (создания дамбы) для исключения дальнейшего растекания мазута. Это было сделано в течение нескольких часов. Площадь растекания мазута составила 9880 кв. м, из них 8380 кв. м находилось в полосе отвода железной дороги, и лишь «язык» размером 1500 кв. м (15% от общей площади) вышел за полосу отвода на сопредельные территории. Сразу же был установлен постоянный экологический пост, проведены замеры атмосферного воздуха на концентрацию оксида азота, диоксида азота и окиси углерода на расстоянии 50 и 100 м от очага аварии. Превышений предельно допустимых значений выявлено не было. По итогам был составлен акт экологического обследования места происшествия.

– Как осуществлялось взаимодействие с местными органами?

– Совместно со специалистами ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений» Росприроднадзора были произведены три отбора проб почвы: на нефтепродукты по периметру распространения с чётной стороны железнодорожного полотна, фон с нечётной стороны, а также отборы проб природной воды рядом с местом аварии.
Был создан штаб по ликвидации разлива нефтепродуктов под председательством главного инженера ГЖД Андрея Ищенко. Мы наладили взаимодействие со структурами исполнительной власти, МЧС, Росприроднадзором, центральным аппаратом ОАО «РЖД» и администрацией Камешковского района Владимирской области, на территории которого находятся Новки-1.

– Как ведётся очистка территории?

– Для устранения экологических последствий из города Бронницы в первый же день выдвинулось аварийно-спасательное формирование АО «ЦАСЭО» («ЭКОСПАС»), с которым у Горьковской дороги заключён соответствующий договор. Совместно была проработана технология по ликвидации экологических последствий крушения. Доломитная мука смешивалась с песком, и получившаяся смесь высыпалась на загрязнённый грунт и перемешивалась для абсорбции. Далее образовавшийся нефтешлам вырезался с территории и вывозился в подготовленное место. После этого на место засыпался чистый грунт. Было принято решение отправлять нефтешлам для обезвреживания на специализированный полигон лицензированной организации «Экоуниверсал» (Ярославль), с которой заключён договор. Кроме того, загрязнённый грунт вывозится на специально подготовленную площадку на территории ПМС Новки. Также было организовано откачивание мазута с места разлива в обваловке битумовозами.

– Какова ситуация на сегодня?

– К 20 ноября загрязнённый нефтепродуктами грунт был засыпан смесью доломита и песка. Все сошедшие с рельсов цистерны были подняты и вывезены к 25 ноября. Сейчас они проходят очистку и пропарку на базе ПМС-72. За прошедшие сутки в Ярославль вывезено 638 куб. м грунта, для этого использовано 22 крупнотоннажных грузовика. Уже с 27 ноября автомобилей станет 27, и объём соответственно увеличится.
Кроме того, 635 куб. м грунта вывезено на временную площадку. Засыпано 369 куб. м. чистого грунта. Вырезка грунта за сутки составила 400 куб. м.
Всего будет вывезено более 15 тыс. куб. м загрязнённого грунта.
Сейчас путейцы полностью закончили путевые работы и засыпку загрязнённой зоны. Теперь их основная задача – очистка грунта на территории станции. Организована ещё одна площадка для выгрузки бута, она уже принимает думпкары под выгрузку. Завершается сбор элементов вагонов на месте крушения. Прибыли резервуары для сбора разогретого мазута из сошедших с рельсов цистерн. Также «ЭКОСПАС» предоставил две дополнительные насосные станции для той же цели. Работы впереди ещё много, но сил и средств достаточно.

– Что предстоит сделать в ближайшее время?

– Прежде всего засыпать очищенную территорию чистым грунтом, провести планировку территории и площадок. Кроме того, нужно привести в надлежащее состояние территорию базы путевой машинной станции Новки. Также мы постоянно контролируем состояние дамбы, чтобы не допустить возможного попадания вредных веществ в водоёмы. Экологические мониторинги продолжатся в течение всего времени, пока ведутся работы по ликвидации последствий схода, и даже некоторое время после этого. Предполагается, что все виды экологических работ будут завершены к 25 декабря.

Олег Густов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →