Инфраструктура / 27.11.20 08:02

Погребённые заживо

Как сахалинские машинисты сами спасли себя, оказавшись в плену у лавины

Как сахалинские машинисты сами спасли себя, оказавшись в плену у лавины
 | Инфраструктура
фото:Сергей Дащинский

Сахалин, известный суровым климатом, островной изолированностью и особой близостью к природе, богат на сильных людей. Мы продолжаем публиковать воспоминания Сергея Дащинского – журналиста, работавшего в службе по связям с общественностью Дальневосточной железной дороги. Он собрал уникальный материал, в котором отчётливо прослеживаются характеры железнодорожников, работавших на островной магистрали в разные годы, зафиксированы интересные детали, передающие колорит прошлого.

– Одним из моих героев стал легендарный машинист Владимир Константинович Печёнкин. В 1948 году он приехал на Сахалин вместе с родителями из города невест Иваново. Первое время семья жила в посёлке Накаямо, на 17-м км ветки на Синегорье, – пишет Сергей Дащинский. – В депо помощником машиниста паровоза он пришёл в 1967 году после службы в армии. В те годы в локомотивном депо Южно-Сахалинска было три колонны машинистов: паровозники, тепловозники (работали и в пассажирском, и в грузовом движении) и третья колонна состояла из тех, кто управлял дизелями и мотрисами.

Природа часто проверяла сахалинских машинистов на прочность. Особым «злом» были лавины. Об одном из происшествий даже писали в газетах.

– Дело было в марте 1992 года. Пришёл сильный циклон: снег, ветер. Но что «железным» машинистам непогода – в первый раз что ли? Бригада Печёнкина сопровождала один из пассажирских поездов от Южно-Сахалинска до Холмска, – пишет Дащинский. – Тепловоз шёл в сцепке с японским снегоочистителем «Вадзима» впереди «пассажира», очищая путь. На обратном пути снег усилился. От станции Ожидаево перед затяжным подъёмом на перевал бригада начала набирать скорость, «пассажир» старался не отставать. Вдруг, когда до станции Перевал оставалось километра три, разом стало темно. Печёнкин услышал резкий хлопок, затем наступила тишина. Это была лавина.

Дизели заглохли практически сразу. Некоторое время Владимир Константинович с помощником Виталием Ивановым приходили в себя. Странное ощущение: вроде ты жив, дышишь, что-то даже видишь в темноте, и в то же время в тебе появляется чувство незащищённости, которое, если не подавить, может обернуться паникой. Трезвой и успокаивающей была мысль: «Главное, остались на рельсах, остальное мелочи. До весны всё растает…»

Когда прошёл шок, начали действовать. Кое-как открыли окно – за ним стояла плотная стена снега. Решение было простым: надо копать, и чем скорее – тем лучше. Это потом Владимир Печёнкин понял, что, выбравшись наверх и освободив выхлопные трубы на крыше, они смогут запустить дизели. Тем самым они и машину не загубят, и себя спасут. Копали по очереди, до исступления. Снег таскали в дизельное отделение и бросали его на горячий корпус гидропередачи. Ковырялись часа четыре, пока Виталий штыком лопаты не пробился до лучика света. Когда выбрались наверх и перевели дух, пошли откапывать снегоочиститель. Он был завален не меньше, чем тепловоз. Часа через два добрались до своих. А потом принялись за технику. Слава богу, дизели практически сразу запустились. Солярки было достаточно, а значит – можно смело ждать помощи.

Время тянулось медленно. На четвёртый день, когда все бычки были искурены, а из продуктов остался только кипяток из снега, Печёнкину, как старшему, пришлось на свой риск отпустить обоих помощников на станцию. Им предстояло идти сквозь метель, по грудь в сугробах. «Отпустил с одним условием, чтобы шли не вместе, не в затылок, а на расстоянии, чтобы если лавина сойдёт, то засыпало бы не обоих сразу…» – вспоминал он потом. Ребята добрались. И только на шестые сутки освободили оставшихся пленников.


На фото: Погода постоянно испытывает на прочность сахалинских железнодорожников

Подготовила Наталья Кузьмина

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

На перекрёстке стальных магистралей На перекрёстке стальных магистралей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Актуальное