Инфраструктура / 26.11.20 20:57

Лидеры цифровизации

Компания готова помогать развитию других предприятий транспортного комплекса

Компания готова помогать развитию других предприятий транспортного комплекса | Инфраструктура
фото:Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО "РЖД"

В среду прошла онлайн-сессия ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», на которой были рассмотрены состояние и пути цифрового развития российской транспортно-логистической отрасли. В представленном на сессии исследовании консалтинговой группы Strategy Partners было отмечены успехи РЖД в области внедрения цифровых технологий.

Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) была учреждена при поддержке Минтранса России 20 ноября 2018 года ведущими компаниями транспортной отрасли: ОАО «РЖД», «Автодором», компаниями «Аэрофлот – российские авиалинии», «РТ-Инвест Транспортные Системы», «ЗащитаИнфоТранс», «Глосав» и НПП «Цифровые радиотехнические системы». Она стала центром компетенций по реализации проекта Минтранса «Цифровой транспорт и логистика», помогая государственным органам в выработке решений, максимально учитывающих практический аспект их применения.

В проведённом по заказу Минцифры России исследовании Strategy Partners «Готовность к цифровой трансформации отрасли «Транспорт и логистика», основанном на опросе российских компаний и международных статистических данных, отмечается, что цифровизация отрасли в России проходит быстрыми темпами: 55% отечественных предприятий уже приступили к реализации собственных стратегий цифровых трансформаций. (Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» принята в прошлом году.) Лидерами в цифровизации названы железнодорожные перевозки, почта и курьерские доставки. Приоритет в развитии цифровых технологий отдаётся созданию сервисов электронного взаимодействия с клиентами, таких как онлайн-платформа РЖД «Грузовые перевозки».

К числу факторов, сдерживающих развитие цифровизации отрасли, аналитики Strategy Partners относят сравнительно небольшое количество поставщиков цифровых решений в стране, что связано с неразвитостью сектора IT-услуг, доля которого в России составляет 1,8% ВВП. Лидером по этому показателю является Швеция – 5,9% ВВП, в США – 3,1% ВВП, рядом с Россией Китай – 1,9% ВВП и Румыния – 1,7%.

Партнёр Strategy Partners Алексей Праздничных сообщил, что наиболее значимым барьером в цифровизации отрасли 62% опрошенных в ходе исследования российских компаний называют отсутствие подготовленных кадров на рынке труда и нехватку компетенций в цифровой сфере у имеющихся сотрудников. Остроту кадровой проблемы подтверждает и статистика. В 2018 году доля специалистов информационно-коммуникационных технологий в общем числе занятых в России составила 2,2%, в США – 4,1%. Самый высокий показатель в Финляндии – 7,2%, самый низкий в Турции – 1%. В 2016 году доля IT-специалистов среди выпускников вузов в РФ составляла 7%, в США – 22%. Самый высокий показатель в Ирландии – 57%, самый низкий в Португалии – 5%.

«Когда мы говорим о цифровой трансформации холдинга, который насчитывает более 1 млн 100 тыс. сотрудников, вопросы кадров становятся ключевыми, поскольку нужно за сжатый период времени научить по-другому работать, мыслить и вести себя очень большой коллектив. Но воспринимаем их не как барьер, а как задачу, которую нужно решить», – сказал директор по информационным технологиям ОАО «РЖД», член наблюдательного совета ЦТЛ Евгений Чаркин.

Он сообщил, что РЖД решают поставленную задачу работой на нескольких направлениях. В компании развёрнут ряд программ по повышению цифровых компетенций персонала. В частности, ведутся обучающие семинары по digital-трансформации для развития компетенций лидеров цифровой трансформации из числа руководящего состава департаментов и подразделений. Для промышленного внедрения, развития и обслуживания самых передовых технологий, в том числе квантовых коммуникаций, компании приходится самостоятельно выращивать и готовить кадры, поскольку образовательная система в стране не производит нужных специалистов. Развёрнута большая работа с воспитанниками Детских железных дорог, наращивается сотрудничество с вузами по организации обучения нужных РЖД IT-специалистов.

Стратегическая задача ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» – создание и развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России на основе отечественных разработок. Но, как отмечалось на сессии, сложно говорить о едином пространстве в условиях, когда лидеры цифровизации сильно опережают в развитии аутсайдеров. Strategy Partners говорит, что компании-лидеры уже приступили к освоению следующей волны цифровых технологий: это искусственный интеллект, Интернет вещей, цифровое проектирование, роботы, AR/VR и блокчейн. А водные грузоперевозки, например, вообще не используют цифровизацию.

«Ведущие компании должны создавать условия для вывода небольших игроков на уровень цифровой зрелости, поднимать весь сектор», – говорит директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков.

По этому поводу Евгений Чаркин заявил, что у РЖД есть технологические наработки в виде цифровых платформ и сервисов и компания готова к обмену знаниями и опытом с коллегами, поскольку только совместная работа может привести к общему успеху.

Александр Зубов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →