Инфраструктура / 24.11.20 07:49

Лаборатория дефектоскопии поможет технике и людям

Одно из назначений стационарной лаборатории – дать путейцам-операторам максимально полное представление о дефектоскопах

Одно из назначений стационарной лаборатории – дать путейцам-операторам максимально полное представление о дефектоскопах | Инфраструктура
фото:Архив РЦДМ

На прошлой неделе в Московском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры начала работать стационарная лаборатория дефектоскопии. На её испытательном участке пути специалисты займутся ремонтом и поверкой дефектоскопов, которые эксплуатируются на магистрали. Кроме того, здесь будут проходить техучёбу дефектоскописты с дистанций пути.

На столичной магистрали требования к диагностике достаточно жёсткие. Каждый год, как рассказал «Московскому железнодорожнику» начальник Московского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (РЦДМ) Сергей Бибиков, сюда поступают новое оборудование и современные средства диагностики. Соответственно ежегодно проходят тестирование специалисты, призванные обслуживать эту технику. Одно из назначений стационарной лаборатории – дать путейцам-операторам максимально полное представление о находящейся в их распоряжении технике, показать основу её настройки.

Вместе с начальником лаборатории дефектоскопии Алексеем Симоновым мы проходим в просторное помещение. В возглавляемом им подразделении, как и в центре в целом, большое внимание уделяется повышению профессионального уровня и квалификации специалистов. Немало здесь ребят, которым около или чуть больше 30 лет. Практически все – с высшим образованием. Кстати, по инициативе молодых специалистов – того же Алексея Симонова, технолога Сергея Матюшенко, наладчика Виктора Зобова – и был обустроен контрольный тупик.

Большую часть помещения занимает специально оборудованный испытательный участок пути, на котором уложены рельсы с искусственными дефектами строго обозначенных кодов. Каждый элемент тупика размещён в полном соответствии с регламентом, разработанным Центральной дирекцией инфраструктуры. Собеседник рассказывает, что требования к регламенту достаточно жёсткие. В обязательном порядке испытательные участки пути укладываются в закрытом отапливаемом помещении на твёрдом основании, исключающем их случайное перемещение. Подошва рельса должна располагаться на высоте не менее 50 мм от уровня основания. Длина испытательного участка должна составлять более 10 м. А уложенные на нём отрезки рельсов типа Р65 с различными дефектами – более 1,4 м. В качестве дополнения к испытательному участку должна иметься дефектограмма с результатами контроля для всех типов съёмных дефектоскопов, эксплуатирующихся на таком объекте.

Почему такая скрупулёзность в обустройстве испытательного участка? По словам Алексея Симонова, все металлы, используемые в железнодорожной инфраструктуре, ведут себя по-разному при различных условиях эксплуатации. Нас ждёт зима. При низких температурах металл становится более хрупким, подверженным различным воздействиям. Вероятность возникновения дефектов в рельсах и их развития в это время года особенно возрастает. За каждым из таких дефектов могут стоять жизни. С учётом этих моментов и разработано специальное испытательное оборудование, которым обустроен тупик.

«Контрольные тупики, помимо центра диагностики, есть и в каждой из 31 дистанции пути на столичной магистрали, – рассказывает руководитель лаборатории. – На базе РЦДМ, помимо прочего, он применяется для проверки поступивших новых средств, которые будут распределяться в Московскую дирекцию инфраструктуры. Кроме того, здесь будет вестись тестирование дефектоскопных тележек и однониточных дефектоскопов, поступивших в ремонт».

Обычно в конце года в центр диагностики съезжаются для прохождения аттестации специалисты, призванные обслуживать эту технику. В нынешнем году из-за ситуации с пандемией решено, что подтверждение на соответствие профессиональным требованиям они после сдачи экзаменов будут получать, оставаясь на местах.
«Проводить аттестацию будем в удалённом формате через видеосвязь, – поясняет Алексей Симонов. – При этом к её прохождению мы привлекаем начальников участков дефектоскопии каждой из дистанций, которым поручено заняться тестированием проходящих аттестацию операторов-дефектоскопистов».

Но, как только связанные с наличием коронавируса ограничения будут сняты, в лаборатории займутся организацией практического обучения специалистов, обслуживающих средства диагностики. С этой целью здесь установлен и компьютеризированный интерактивный тренажёрный комплекс «Зарница», назначение которого в имитации съёмных средств диагностики.

«Проходящий обучение специалист, – рассказывает Алексей Симонов, – используя тренажёр, может установить интересующий его режим, выбирая тип дефектоскопа, – в память аппарата запрограммированы 4 модели дефектоскопов: РДМ-22, РДМ-23, «Авикон-11», «Авикон-31». При этом тренажёр обеспечивает полную имитацию обнаружения дефектов по нитям железнодорожного пути. Осмотр выполняется по всей длине и сечению рельсов. Одновременно ведётся и проверка правильности действий оператора дефектоскопной тележки».

В помещении стационарной лаборатории достаточно места для размещения и других наглядных пособий, способных оказать помощь в профессиональной подготовке сотрудников. Есть здесь и стенды с рисунками дефектов рельсов, другой интересующей операторов-дефектоскопистов информацией, и натуральные «куски» остродефектных рельсов. Все эти пятна и трещины – не специально изготовленные учебные экспонаты, а самые что ни на есть настоящие, изъятые из стальной колеи МЖД. Часть помещения отдана под музейную экспозицию, где нашли место морально устаревшие средства диагностики.

В скором времени в РЦДМ будет размещён компьютерный класс, где специалисты рельсовой диагностики смогут получать теоретические знания, найдётся помещение и для наладчиков – здесь они займутся выполнением текущего ремонта съёмных средств диагностики.

«Стационарная лаборатория создана, чтобы работники, получив необходимые знания, с исправными дефектоскопами обнаруживали неисправности пути в их начальной стадии развития, не допуская, чтобы они превращались в трещину, потом излом, угрожая безопасности движения поездов», – говорит Алексей Симонов.

Владимир Горелкин, Московский железнодорожник

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →