Инфраструктура / 18.11.20 08:13

Изобретатель из депо создал прибор для диагностики систем локомотивов

Устройство получилось простым и недорогим, при этом позволяет тестировать современные системы АЛСН, КЛУБ

Устройство получилось простым и недорогим, при этом позволяет тестировать современные системы АЛСН, КЛУБ | Инфраструктура
фото:Личный архив

В октябре известный на Горьковской магистрали изобретатель слесарь-электрик Горьковской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Андрей Воробьёв удостоился Благодарности министра транспорта РФ.

Работать в выпрямительно-аккумуляторный цех локомотивного депо Горький-Сортировочный Андрей Владимирович пришёл в 1982 году. Депо в те годы занималось и эксплуатацией, и ремонтом локомотивов. Электровозы серии ВЛ80С только начали приходить в депо, и диагностического оборудования для обслуживания их аппаратуры ещё не было. Нужные стенды и приборы деповчане собирали сами.

Воробьёв ремонтировал электровозы, обслуживал блоки управления реостатным торможением, разрабатывал и изготавливал стенды, оборудование. Днём работал, по вечерам учился на радиотехническом факультете Горьковского политехнического института. К тому времени он уже окончил химико-механический техникум, успел поработать на заводе «Дзержинск-химмаш», прошёл путь от электрика до инженера-электроника, но не потерял интереса к новым знаниям. В свободное время Андрей Воробьёв был увлечённым радиолюбителем: мастерил низкочастотные усилители, колонки, собрал радиостанцию, получил позывной в радиоклубе ДОСААФа.

А на железной дороге с 1991 года Воробьёв занимался приборами обеспечения безопасности движения. Он входил в инициативную группу электронщиков, которые первыми на Горьковской магистрали осваивали систему САУТ. Благодаря увлечённому слесарю-электрику и его коллегам весь парк депо – порядка 150 локомотивов – был оснащён сложными электронными устройствами. О том времени сегодня Андрею Владимировичу напоминают именные часы министра путей сообщения.

Наград с тех пор в его активе накопилось немало: лучший рационализатор ГЖД, почётный железнодорожник, лучший по профессии ОАО «РЖД», победитель конкурса «Идея ОАО «РЖД» 2017 года, на котором он представил имитатор шлейфа АЛСН (автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия) с управлением по радиоканалу, который позволяет в любом месте в любое время проверить работоспособность систем безопасности. На это изобретение был получен патент.

«Изобретение и рационализаторское предложение – это разные вещи, – объясняет железнодорожник. – Если вы, к примеру, увидели в журнале какую-то схему, спаяли её и подаёте как идею – это рацпредложение. А изобретение – это то, чего раньше не было. Оно должно быть уникальным, полезным и иметь достаточно высокий технический уровень».

Имитатор шлейфа АЛСН именно такой. Прибор представляет собой приёмно-исполнительное устройство, которое крепится к приёмной катушке АЛСН, с пультом управления. Электромеханик выполняет проверку системы безопасности по радио-каналу, в том числе и искажёнными сигналами, которые локомотив и принимает в реальных условиях. Если система АЛСН или КЛУБ декодируют сигнал, результат можно видеть на дублирующем светофоре в кабине машиниста.

Затем новатор решил упростить прибор, при этом расширив его возможности за счёт использования смартфона, планшета или ноутбука, которые, по сути, являются вычислительными устройствами с модулями памяти и радиосвязи. Получился технически сложный, но конструктивно простой прибор. Способ бесшлейфовой оперативной диагностики локомотивной аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации и устройство для её осуществления тоже запатентованы.

«Специалисты высоко оценили устройство, оно получилось простым и недорогим, при этом позволяет тестировать современные системы АЛСН, КЛУБ. Самое главное, что мы не выпустим локомотив с потенциально неустойчивой аппаратурой в рейс», – говорит изобретатель.

Алёна Зудина, Нижний Новгород

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Актуальное