Инфраструктура / 16.11.20 08:22

На сети РЖД идёт сертификация системы менеджмента безопасности движения

Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца

Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца | Инфраструктура
фото:Иван Куртов / ИД «Гудок»

Как стало известно «Гудку», в Департаменте безопасности движения подвели промежуточные итоги ежегодной корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности движения (СМБД). К середине ноября проведено 234 аудита СМБД. Успешно прошедшие его предприятия получат сертификат соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, на три года освобождающий от технических ревизий и контрольных проверок комиссиями главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и его заместителей. Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца. Итоги нынешней сертификации будут подведены в декабре.

В Департаменте безопасности движения «Гудку» пояснили, что в ежегодной сертификации могут добровольно участвовать все подразделения филиалов ОАО «РЖД». Цель сертификации – подтверждение организации работы в соответствии с нормами СМБД.

«Сертификат подтверждает высокую степень организационного развития предприятия, говорит о том, что его коллектив работает как единое целое, имея общие ценностные ориентиры. Его получение – своего рода знак качества управления, причём не только в сфере безопасности движения. Руководитель предприятия, способный выстроить чёткую работу СМБД, и все остальные процессы организует на высоком уровне», – считает главный инженер службы пути Московской дирекции инфраструктуры Роман Клёсов, имеющий положительный опыт проведения сертификации.

Процедура сертификации действует с 2018 года и с каждым годом привлекает всё больше участников. По данным заместителя начальника отдела технического аудита Департамента безопасности движения Дениса Лаврёнова, в этом году руководителями функциональных филиалов утверждены и рекомендованы к аудиту 893 заявки. Это на 183 заявки больше, чем в минувшем году.

«Таким образом, с учётом 436 подразделений, уже получивших сертификаты в 2018 и 2019 годах, в корпоративную сертификацию оказываются вовлечены 1329 предприятий РЖД, или 70,3% от имеющих право участия», – говорит Денис Лаврёнов.

При этом, если в течение года, включая период после утверждения заявки, предприятием будут допущены грубые нарушения безопасности движения, оно отстраняется от сертификации, так же как и при невыполнении целевых показателей по безопасности движения и снижению количества отказов технических средств, невыполнении мотивационного задания. Кстати, если серьёзное нарушение будет допущено уже имеющим трёхгодичный сертификат подразделением или будет выявлено скрытое от учёта – сертификат также аннулируется.

Окончательное решение о выдаче или невыдаче сертификата принимается первыми заместителями начальников железных дорог на основании результатов сертификационного аудита, проверяющего соответствие заявленных параметров реальному положению дел. В состав группы аудита включаются ревизоры, работники управления железной дороги, а также представители соответствующего филиала.

Аудиторы исследуют соответствие организации работы предприятия критериям, определяющим наличие и функционирование СМБД. Перечень проверяемых параметров состоит из восьми общих для всех разделов, каждый из которых содержит несколько пунктов. Кроме того, по каждому хозяйству проверяется функционирование основных производственных процессов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов. На основании оценки критериев определяется степень соответствия организации работы предприятия СМБД в процентах – от 0% до 100%. Сертификат выдаётся при оценке соответствия от 91% и более.

Денис Лаврёнов назвал несколько наиболее характерных ошибок, выявляемых аудиторами в прошлые годы.

Так, в разделе «Политика в области безопасности движения» работники в отдельных подразделениях линейного уровня бывают не ознакомлены ни с политикой, ни с декларацией о политике в области безопасности движения своего филиала. Декларацию утверждает руководитель филиала ОАО «РЖД» и знакомит с ней всех подчинённых, включая работников линейных подразделений.

Ещё одной распространённой причиной снижения оценок при аудите является несоответствие результатов деятельности по целевым показателям в области безопасности движения и невыполнение плана по их достижению. В этом случае чаще всего бывает, что невыполнение показателей и планов происходит уже после подачи заявки, в течение текущего года.

Контроль за функционированием элементов СМБД должен быть распределён между руководителями предприятия, дирекций. «При проведении аудитов выявляются случаи, когда функционал перекладывается на инженера, допустим, технического отдела или отдела эксплуатации. А должны этим заниматься руководитель и все его заместители, каждый из которых отвечает за функционирование своего элемента», – рассказывает Денис Лаврёнов.

Сложным в части понимания для линейных предприятий остаётся вопрос управления рисками. «Некоторые работники ещё не до конца понимают, как измерить риск, как повлиять на риск, как составлять карты рисков, как разрабатывать под них мероприятия или оценить эффективность разработанных мероприятий», – констатирует Денис Лаврёнов.

Также бывает, что обнаруживается необходимость актуализации и утверждения реестра записей поступления и учёта документов, регламентирующих вопросы безопасности движения, определения перечня источников информации и автоматизированных систем для работников, ведения реестра регламентов взаимодействия со смежными подразделениями и ознакомления с ними непосредственных исполнителей.

В Департаменте безопасности считают, что уже само принятие решения об участии в сертификации говорит о том, что руководитель планирует вывести своё подразделение на более высокий организационный уровень. А результаты аудита помогают увидеть слабые места, ликвидировав которые можно получить сертификат в будущем году.

Александр Зубов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →