Инфраструктура / 03.11.20 08:09

Экзамен по геометрии сдан

ОАО «РЖД» добилось укладки пути с точностью до сантиметра

ОАО «РЖД» добилось укладки пути с точностью до сантиметра
 | Инфраструктура
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

На онлайн-семинаре «Применение высокоточных систем координатного позиционирования пути для повышения эффективности существующей инфраструктуры», который был организован 29 октября ОАО «РЖД» и АО «РЖДстрой» на полях 30-й сессии Азиатско-Тихоокеанской региональной ассамблеи Международного союза железных дорог (МСЖД), российские железнодорожники рассказали об эффективности применения технологии PALAS. Технология позволяет с помощью спутниковой навигации ставить путь в проектное положение при строительстве и капитальном ремонте с точностью до 1 см.

Заместитель генерального директора по инновационному развитию АО «РЖДстрой» Евгений Дорот говорит, что использование лазерно-зеркальных систем абсолютного позиционирования с привязкой к спутниковым координатам позволяет добиться высокой точности постановки пути в проектное положение и впоследствии контролировать и корректировать изменения геометрии пути, которые возникают при эксплуатации.
«Сохранение проектной геометрии пути снижает эксплуатационные издержки, связанные с взаимодействием колесо – рельс, затраты на текущий ремонт подрельсового основания, на локомотивную тягу, а также позволяет повысить скорости движения поездов и комфорт пассажиров за счёт плавности хода», – объяснил Евгений Дорот.

PALAS – это швейцарская разработка холдинга «Ромберг Серса», представляющая собой современную систему абсолютного лазерного позиционирования, которая позволяет строить и ремонтировать путь по предварительно разработанной цифровой модели, контролировать и поддерживать геометрические параметры пути в оптимальном проектном положении в процессе эксплуатации. Совместно с АО «РЖДстрой» технология адаптируется для российской железнодорожной инфраструктуры.

Используемые ранее системы позволяли выставлять путь с точностью до 30–50 мм от проектного положения. Но сейчас внедряемые в мире технологии, и в частности PALAS, довели этот показатель до 10 мм, при этом постановка пути в проектное положение осуществляется путевой техникой в соответствии с оцифрованным проектом в автоматическом режиме.

Успешное выполнение ремонтных работ с использованием системы PALAS на участках Лазаревское – Чемитоквадже Северо-Кавказской дороги и Уваровка – Гагарин Московской магистрали показало, что система может эффективно применяться на российских железных дорогах и позволяет добиться повышения плавности хода и скоростей движения поездов до 160 км/ч.

Таким образом, в настоящее время опыт успешного применения PALAS превышает 130 км, рассказал Евгений Дорот. Сейчас планируется применение этой технологии на главном пути Москва – Санкт-Петербург.

Как подчеркнул в своём докладе на семинаре представитель ОАО «РЖД», на сети созданы опорные геодезические пункты (точки привязки координат) и всё новое строительство ведётся с обязательной оцифровкой проекта геометрического положения пути. Уже около 1,8 тыс. км при капитальном ремонте отремонтировано именно с использованием высокоточных координатных методов, хотя здесь использовались более простые технологии, чем PALAS.

АО «РЖДстрой» как постоянный член МСЖД (UIC) и активный участник Группы экспертов пути (Track Experts Group – подразделение UIC) руководит работой по актуализации норматива № 728 (документ UIC) «Абсолютные координаты для проведения путевых работ – геодезический метод».

Напомним, норматив № 728 – это предварительный документ, систематизирующий основные подходы и устанавливающий требования по использованию высокоточных координатных методов. Он служит руководством для специалистов, занятых в области проектирования, строительства и обслуживания пути, использующих в своей работе абсолютно-координатный подход. Совместная работа Группы экспертов пути и утверждение актуализированного норматива позволят в последующем разработать и соответствующий международный стандарт (IRS).

Игнат Вьюгин

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Актуальное