Инфраструктура / 28.10.20 08:04

Минтранс готовит новую редакцию ПТЭ

Проект разработан с учётом лучших мировых практик госрегулирования

Проект разработан с учётом лучших мировых практик госрегулирования
 | Инфраструктура
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Минтранс России при участии ОАО «РЖД» готовит новую редакцию Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) РФ, которая должна стать более удобной для пользователей, чем действующий документ, и открыть дорогу новым технологиям. Особенности новых ПТЭ и замечания участников рынка железнодорожных перевозок были обсуждены на круглом столе, подготовленном редакцией газеты «Гудок» совместно с Департаментом безопасности движения ОАО «РЖД».

ПТЭ устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава, предъявляемые к ним классные требования, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. ПТЭ обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта, так как их выполнение позволяет обеспечить слаженность действий всех структур, чёткую и бесперебойную работу, безопасность движения.


Дополнять больше нельзя

Действующие ПТЭ приняты в 2010 году. Тогда это был отвечающий своему времени документ, включивший инструкции по движению поездов и маневровой работе, по сигнализации. В отличие от предыдущих ПТЭ редакция 2010 года была лишена ссылок на приказы, издаваемые на уровне начальников дорог и начальников отделений магистралей. Но подробное норматирование всей материальной части и технологических процессов заставляло вносить изменения в документ. ПТЭ стали увеличиваться в размере и усложняться в использовании, становясь ограничителем для внедрения целого ряда современных технологий, таких как вождение грузовых составов машинистом без помощника, применение беспилотных систем.

«Правила технической эксплуатации железных дорог видоизменялись, дополнялись и уже во многом слабо отображают перспективы и возможности, которые есть у владельца инфраструктуры по поступательному развитию», – констатирует заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин.

В Минтрансе и РЖД стали думать над модернизацией правил. Безальтернативность коренной перестройки документа зафиксировал и Минюст России, уведомивший Минтранс о том, что согласно существующим правовым нормам вносить дополнительные изменения в действующие ПТЭ больше нельзя – надо разрабатывать новую редакцию.

«В соответствии с протоколом заседания комиссии РФ по законопроектной деятельности от 27 июля этого года в настоящее время Минтранс России совместно с РЖД проводит разработку новых правил технической эксплуатации железных дорог РФ», – говорит заместитель директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Константин Григорьев.


Части целого

Проект новой редакции ПТЭ разрабатывается Минтрансом и РЖД совместно с Институтом управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ). Перед началом создания структуры документа проведена исследовательская работа по анализу лучших мировых практик в регулировании деятельности железнодорожного транспорта. В итоге новые ПТЭ поделены на две основные части. Одна должна осуществлять на уровне Минтранса государственное регулирование с целью установления и соблюдения основных, предельно допустимых норм и требований безопасности при работе подвижного состава, инфраструктуры, построении эксплуатационной работы. Предлагается также на государственном уровне установить минимальные требования к квалификации персонала.

А вторая часть, касающаяся требований к техническим средствам железнодорожного транспорта и процессам эксплуатации, отдаётся на регулирование владельцу инфраструктуры. То есть нормы содержания, эксплуатации и контроля инфраструктуры; порядок допуска, система контроля, обеспечения безопасности подвижного состава; нормы эксплуатации информационных систем и технологий будут определяться владельцем инфраструктуры – РЖД – для путей общего пользования и собственниками – для путей необщего пользования.

Проще говоря, государству предложено установить рамки допустимого, внутри которых РЖД и владельцы путей необщего пользования будут иметь свободу действий, регулируя параметры приобретаемой продукции и услуг через установление технических условий, применение ГОСТов.

Начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев отмечает, что в проекте новой редакции ПТЭ исключены требования к проектированию, к конструкции подвижного состава, дублирование технических регламентов Таможенного союза, федеральных законов, ГОСТов. Вместе с тем установлены обязанности разработчиков автоматизированных системам управления; требования к системам цифровой поездной радиосвязи и беспроводной передачи данных; предусмотрена возможность эксплуатации подвижного состава, оборудованного системами автоматизированного и дистанционного управления; ряд других норм, открывающих дорогу цифровизации и автоматизации.


Столкновение интересов

Проект новых правил был размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с 20 августа по 10 сентября.

«Поступило очень много замечаний, предложений. Какие-то замечания спорные, есть те, которые мы принимаем. В данное время работа продолжается, процесс очень сложный, учитывая большое количество участников рынка. Поэтому абсолютно правильно сегодня проведение такого круглого стола, чтобы ещё раз лично обсудить все эти предложения и замечания», – отмечает Константин Григорьев.

Институт управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) обработал более 400 замечаний к документу, поступивших на федеральный портал проектов нормативных правовых актов от проектных организаций, производителей железнодорожной техники, операторов подвижного состава, других предприятий и организаций, имеющих отношение к работе железнодорожного транспорта.

«Основные замечания поступили к разделам технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства и технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава», – сообщил директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Сергей Вакуленко.

Разработчики выделили наиболее частые вопросы, на которые дали ответы. В инфраструктурном блоке большое число оставивших свои замечания под проектом ПТЭ, в частности, высказывают опасения о возможном снижении качества работ по ремонту и содержанию пути, после того как ПТЭ возложат на владельца инфраструктуры определение межремонтных сроков и порядка проведения ремонтов. На государственном уровне будет введена только норма минимального количества контрольных промеров.

«Риск снижения качества выполнения работ по ремонту и текущему содержанию инфраструктуры отсутствует, так как в соответствии с п. 43 проекта ПТЭ владелец инфраструктуры, владелец путей необщего пользования обязан содержать все элементы инфраструктуры в исправном и работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов в соответствии с проектной и конструкторской документацией», – объясняет Сергей Вакуленко.

То есть владельцу инфраструктуры или путей необщего пользования даётся возможность самостоятельно определять порядок выполнения таких работ, но при этом все параметры инфраструктуры должны соответствовать проектной и конструкторской документации, обеспечивающей необходимый уровень качества и безопасности продукции в соответствии с ГОСТом.

Некоммерческое партнёрство «Объединение производителей железнодорожного транспорта» (НП «ОПЖТ») внесло 95 замечаний к проекту новой редакции ПТЭ. При этом президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович в основном положительно отозвался о проекте правил и выделил ключевые, на его взгляд, моменты. В частности, обратил внимание на введение ответственности владельца подвижного состава за его техническое состояние. «Абсолютно правильно! Весь мир так работает, а у нас почему-то всё свалили на владельца инфраструктуры», – заявил Валентин Гапанович.

Кроме того, президент НП «ОПЖТ» отметил возложение ответственности за безопасную работу систем автоматизации на разработчика программного обеспечения и необходимость включения в текст ПТЭ и в отдельные пункты ссылок не только на конструкторскую и эксплуатационную, но и на технологическую документацию как неотъемлемую часть подтверждения безопасности продукции. 

А вот у члена президиума саморегулируемой организации «Союз операторов железнодорожного транспорта» Ирины Чиганашкиной возложение ответственности за своевременное выполнение технического обслуживания (ТО) вагонов на их владельцев вызвало много вопросов. В том числе в связи с тем, что техобслуживание будет осуществлять собственник подвижного состава, а установление порядка ТО остаётся за владельцем инфраструктуры. При этом в проекте нет перевозчика, который сейчас ведёт ТО вагонов. «Если не появляется перевозчик и его обязанности передаются оператору, видимо, совместно с владельцем инфраструктуры, надо будет выстроить какое-то новое взаимодействие с участниками рынка», – предполагает Ирина Чиганашкина.

Она считает, что оператору понадобится беспрепятственный допуск на инфраструктуру, обеспечение допуска представителей оператора для контроля инфраструктуры на предмет качества её содержания и влияния на состояние вагона, определение и согласование мест проведения ТО в пути следования.

Подводя итог дискуссии, Константин Григорьев заметил, что Минтранс рассмотрит все высказанные предложения, но призвал участников рынка железнодорожных перевозок проявить больше готовности к компромиссу, чтобы перейти от споров к утверждению и принятию документа.

А Шевкет Шайдуллин отметил, что новых российских ПТЭ ожидают многие железнодорожные администрации СНГ, входящие в пространство 1520. Они готовы к актуализации собственных документов нормативного регулирования с учётом изменений в России.


Что дальше

Сейчас проект новой редакции ПТЭ будет доработан с учётом полученных замечаний, после чего снова появится на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Пройдя эту процедуру, документ отправится на оценку в Минэкономики РФ, получив которую будет подписан министром транспорта и передан на регистрацию в Минюст. Точных сроков прохождения процедур нет, но принять новые ПТЭ надо не позднее июня будущего года. Потому что 30 июня 2021 года истекает срок, когда существующие ПТЭ можно применять с целью надзора и контроля, – с этого дня они станут просто справочником.

Александр Зубов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →