Инфраструктура / 27.10.20 07:51

Весомых проектов становится больше

Принятию эффективных решений помогает аналитическая работа

Принятию эффективных решений помогает аналитическая работа
 | Инфраструктура
фото:Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»

В прошедшем проектном году Северная дорога перевыполнила план по эффекту от реализации проектов бережливого производства на 23%. О том, как можно достигнуть таких показателей, наш разговор.

Алексей Кошубаров, главный инженер Северной дороги

– Алексей Николаевич, 30 сентября в ОАО «РЖД» завершён годовой отчётный период реализации проектов бережливого производства. С какими показателями Северная дорога завершила год?

– План по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства на 2020 год выполнен. Проектным офисом дороги признаны реализованными 297 проектов улучшений. Суммарный экономический эффект составил более 156,5 млн руб. при плановом задании 128,8 млн руб., или 122%. Также надо сказать, что достигнутый в этом году показатель превысил эффект, полученный в 2019 году, на 23%. Эффективно отработали все региональные дирекции и территориальные центры, которые выполнили установленное задание более чем на 100%.

– Какие дирекции внесли весомый вклад в реализацию экономически эффективных проектов?

– Северная дирекция тяги внесла наибольший вклад, выполнив плановое задание на 131% и получив экономический эффект в 65,5 млн руб., а это 42% от общего эффекта, полученного всеми участниками реализации проектов бережливого производства. Хороших результатов добились работники Северной дирекции управления движением. За счёт реализации функциональных проектов выполнение плана составило 129% с экономическим эффектом 9,9 млн руб.
Стабильно отработали все три службы Северной дирекции инфраструктуры. Наибольший вклад внесла служба пути, получив экономический эффект в 24,6 млн руб. Общий эффект по дирекции составил более 39 млн руб.
В этом году на дороге с участием дирекций тяги, инфраструктуры и управления движением внедрено 14 мультифункциональных проектов с оценённым эффектом более 45 млн руб. Доля от их реализации в суммарном экономическом эффекте составила 29%. Мы видим положительную динамику к уровню 2019 года, по итогам которого от их реализации был получен эффект в 36 млн руб., а доля в общей экономии составила 26%.

– Расскажите о значимых мультифункциональных проектах.

– В этом проектном году на дороге внедрено 20 мультифункциональных проектов. Это экономически эффективные проекты, такие как «Изменение технологии обработки станций Иваново и Текстильный», «Использование «разменного» тепловоза для обслуживания станции Кинешма», «Использование локомотивов серии 2ТЭ116У с поездами весом 5800 тонн при распределении вагонопотока на участке Лянгасово – Сольвычегодск – Беломорск», и другие.
Остановлюсь на проекте узловой рабочей группы станции Лоста «Переход на электротягу при производстве маневровой работы по надвигу составов на сортировочную горку станции Лоста». До реализации проекта для надвига составов на сортировочную горку использовались два локомотива ЧМЭ3, от эксплуатации которых только годовой расход дизельного топлива составлял более 260 тонн. Было принято решение для надвига составов на сортировочную горку использовать два локомотива ВЛ80С в односекционном исполнении. Локомотивы были оборудованы прожектором и камерами на задний ход с монитором в кабине управления. Эффект составил более 8,8 млн руб. Считаю, что проект может быть взят для тиражирования на других дорогах.

– Что делается на дороге для принятия эффективных решений?

– Проводится анализ всех реализуемых проектов, которые сгруппированы по показателю экономического эффекта. Отмечу, что с каждым годом весомых экономически значимых проектов становится больше. Средний эффект в расчёте на один проект в 2020 году составил 527 тыс. руб. против 390 тыс. руб. в 2019 году. Если говорить о мультифункциональных проектах, то средний эффект на один проект увеличился практически в два раза и составил в этом году 2,27 млн руб. Выросло в 1,4 раза количество проектов с оценённым экономическим эффектом более 100 тыс. руб. Рост к аналогичному периоду 2019 года достигнут по таким показателям, как полученный экономический эффект на 100 работающих, доля экономии в суммарных годовых расходах на перевозки, степень вовлечённости структурных подразделений.
Аналитическая работа однозначно служит инструментом в борьбе за высокую эффективность предприятия, поиск резервов по повышению производительности труда и устранение непроизводительных потерь. Это позволяет не первый год удерживать лидирующие позиции в бережливом производстве на сети.

– Как сотрудники дороги вовлекаются в процессы улучшений и реализацию проектов программы бережливого производства?

– Одним из основных инструментов является мотивация. За каждый реализованный экономически эффективный проект работники получают премию. В 2020 году премированы 1167 членов оперативных рабочих групп. Также до конца года премия будет выплачена ещё 320 работникам. Средний размер премии на одного работника в этом году составил 13 тыс. руб. за функциональный проект и 47 тыс. руб. за мультифункциональный.
К особому инструменту, играющему основную роль в развитии бережливого производства, относится обучение. Мы способствуем творческому развитию сотрудников, формируем общее видение, стараемся менять образ мышления. Наши сотрудники проходят дистанционное обучение в Корпоративном университете РЖД.
Если в прошлом году регулярно проводились мастер-классы на обучающей площадке, предназначенной для имитации процессов с целью практической обработки и закрепления навыков применения инструментов бережливого производства, то в этом году ситуация кардинально изменилась. Переход на режим удалённой работы, связанный с пандемией COVID-19, не позволяет применять традиционные методы обучения. Поэтому было принято решение использовать информационные мессенджеры в обучении.
Для небольших обучающих семинаров мы начали использовать такой вариант связи, как Cisco Jabber. Для вовлечения большей аудитории мы не можем использовать данный мессенджер, так как охват участников получается ограниченным. Мы выбрали интернет-платформу Zoom для проведения дистанционного обучения специалистов. Она доступна с любого устройства – телефона, планшета, персонального компьютера.

– Насколько удачным получился первый опыт обучения с применением информационных мессенджеров?

– Считаю, что для первого раза у нас всё получилось. Необходимо было не только провести обучение в новом формате и разнообразить этот процесс, но и охватить как можно больше работников, задействованных в программе проектов бережливого производства. И это удалось. Для участия в обучающей видеоконференции заявились все члены узловых и оперативных рабочих групп, а также региональных и территориальных проектных офисов. Веб-семинар содержал не только выступления экспертов-консультантов проектного офиса дороги – половина его времени была отдана обратной связи. Семинар показал высокую степень заинтересованности обучаемых, их активность. Практически все темы, затронутые на семинаре, вызвали самое живое обсуждение. Получив практический опыт в проведении дистанционного семинара, мы формируем планы по обучению в таком формате на IV квартал 2020-го и на весь 2021 год.

– Каковы планы на следующий год?

– Перечень проектов и ожидаемый экономический эффект сегодня находятся в стадии формирования. Вместе с тем основными целями остаются увеличение количества мультифункциональных проектов на ключевых узлах дороги, максимальное применение передовых практик и методов за счёт тиражирования лучших проектов сети, поддержание и увеличение количества рабочих мест, организованных по стандарту 5С.
С уверенностью могу сказать, что у дороги есть резервы, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал по внедрению проектов бережливого производства и дальнейшему совершенствованию технологии перевозочного процесса.

Беседовал Николай Порецкий

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →