Инфраструктура / 22.09.20 08:27

Облигации меняют цвет

РЖД пока являются единственной российской компанией, которая смогла разместить на внешнем рынке «зелёные» бумаги

РЖД пока являются единственной российской компанией, которая смогла разместить на внешнем рынке «зелёные» бумаги | Инфраструктура
фото:Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Вчера ОАО «РЖД» объявило о том, что планируемые к выпуску бессрочные облигации холдинга получили подтверждение о соответствии российским и международным стандартам «зелёного» финансирования. Холдинг только планирует новый выпуск бессрочных облигаций, направленный на финансирование «зелёных» проектов. Вырученные от размещения средства направят на проекты по закупке электровозов, электропоездов, развитие городского и пригородного пассажирского сообщения, а также на электрификацию железнодорожных линий.

Подтверждение о соответствии бессрочных облигаций российским и международным стандартам «зелёного» финансирования ОАО «РЖД» первым предоставило агентство «Эксперт РА».

В июне ОАО «РЖД» уже выпускало бессрочные облигации на сумму 30 млрд руб. по ставке 6,55% годовых. Полученные средства направлены на финансирование инвестиционной программы холдинга. Теперь холдинг планирует выпуск бессрочных облигаций, направленный на финансирование «зелёных» проектов.

Как рассказал «Гудку» младший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Юлия Катасонова, агентство как независимый верификатор, проведя оценку, подтвердило, что выпуск будущих бессрочных облигаций ОАО «РЖД» относится к инструментам «зелёного» финансирования.

Чтобы подтвердить отношение бессрочных облигаций к инструментам «зелёного» финансирования, проекты, на которые планируется потратить полученные средства, должны быть направлены на благоприятное воздействие на окружающую среду. Помимо этого, компания, претендующая на соответствие инструмента экологическим стандартам, должна провести оценку внутренних процедур и обязательств. В частности, в компании должно быть собственное положение о «зелёном» финансировании. Важен контроль и учёт полученных средств. Компания должна на регулярной основе предоставлять информацию об использовании средств для влияния на окружающую среду.

ВЭБ.РФ подтвердил заключение агентства «Эксперт РА» о соответствии будущего выпуска методическим рекомендациям банка по «зелёному» финансированию.

ВЭБ.РФ совместно с Банком России, Минэкономразвития, другими министерствами и ведомствами, экспертным и бизнес-сообществом разработал собственные методические рекомендации по «зелёным» финансам. Компания, претендующая на признание её ценных бумаг «зелёными», может получить заключение только от рейтингового агентства, а может дополнительно к этому получить подтверждение соответствия методическим рекомендациям со стороны ВЭБ.РФ. Такое подтверждение будущие облигации РЖД от банка также получили.
«Это первый случай верификации финансового инструмента в соответствии с новой методикой рекомендаций по развитию инвестиционной деятельности в сфере «зелёного» финансирования в Российской Федерации, разрабатываемой корпорацией развития ВЭБ.РФ в сотрудничестве с Банком России, Минэкономразвития, другими министерствами и ведомствами, экспертным и бизнес-сообществом», – сообщается в пресс-релизе на сайте ВЭБ.РФ

По словам заместителя председателя ВЭБ.РФ Алексея Мирошниченко, методические рекомендации банка по «зелёному» финансированию призваны сформулировать подходы рынка и государства к определению того, что считать «зелёным» финансовым инструментом или «зелёным» проектом. Информируют о том, как получить такой статус. Первый вариант методических рекомендаций был опубликован ВЭБ.РФ в июле. И многие крупные российские корпорации, заинтересованные в «зелёной» повестке, предоставили свои предложения и комментарии (в том числе РЖД). «Для нас было важно, чтобы у рынка и экспертов не возникло вопросов по методическому соответствию выпускаемых облигаций. Для первой верификации нами выбрана компания «РЖД», с давней историей выпуска аналогичных («зелёных») финансовых инструментов на западных рынках», – пояснил он.

«Для получения подтверждения о соответствии облигаций российским и международным стандартам «зелёного» финансирования необходимо показать, что инструмент направлен на инвестирование благоприятных для окружающей среды проектов с материальным, счётным и документированным экологическим эффектом. Нужно вести учёт полученных средств и предоставлять отчётность по достижению экологического эффекта. На это необходимо получить заключение независимого верификатора. Дополнительно к этому можно получить подтверждение соответствия методическим рекомендациям со стороны ВЭБ.РФ», – добавил Алексей Мирошниченко.

Как рассказал «Гудку» аналитик государственной компании «Финам» Алексей Ковалёв, РЖД пока единственная российская компания, которая смогла разместить на внешнем рынке «зелёные» облигации. При этом сразу два выпуска: евровый евробонд с погашением в 2027 году и номинированный в швейцарских франках евробонд с погашением в 2026 году. После получения подтверждения и размещения облигаций на внутреннем рынке РЖД смогут рассчитывать на привлечение государственной поддержки. В мае 2019 года Правительство РФ приняло механизм господдержки «зелёных» облигаций. Он позволит компаниям получить до 90% компенсации на выплату купонного дохода для инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий при использовании российского оборудования. Для остальных субсидия составит 70% затрат. Механизм должен поддержать проекты по повышению экологической эффективности – на эти цели из бюджета планируется направить 9,3 млрд руб. до 2021 года.

«Сейчас многие инвесторы по всему миру предпочитают инвестировать в «зелёные» облигации, более того, в меморандумах некоторых фондов уточняется возможность финансирования только экологических проектов. Таким образом, классифицировав свои облигации как «зелёные», РЖД имеют возможность привлечь к проекту дополнительных инверторов», – пояснил аналитик инвестиционной компании «Атон» Михаил Ганелин.

Как ранее писал «Гудок», ОАО «РЖД» разместило на своём информационном портале концепцию финансирования проектов устойчивого развития компании. Документ разработан для обеспечения прозрачности использования «зелёного» финансирования и нацелен на привлечение заимствований на локальном рынке. ОАО «РЖД» разместит новый выпуск облигаций без срока погашения с целью финансирования «зелёных» проектов, которые удовлетворяют основным положениям утверждённой Экологической стратегии на период до 2020 года и перспективу до 2030 года. Сроки выпуска пока не названы.

Анастасия Баранец

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →